Публикации (статьи, материалы)

ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Ерохина Наталья Николаевна, учитель МКОУ "Стрелецкая ООШ" п. Стрелецкий

Библиографическое описание:
Ерохина Н.Н. ФОРМИРОВАНИЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
В условиях развития информационного общества, повышения мобильности населения, а также повышения спроса на туристические услуги, невозможно представить современную жизнь без карты. Карта играет важную роль в современном обществе как держательница пространственной информации о природе, обществе и их взаимодействии. Она не может быть заменена ни текстом, ни живым словом, так как они не дают пространственного образа территории, позволяющего одновременно его обозревать и сопоставлять в пространстве свойства нужных объектов. Язык карт – это особый язык. Ему присущи такие качества, как лаконичность, строгость, точность и наглядность.

Предлагаю раскрыть понятие «картографическая грамотность» с позиций предметных компетенций, формируемых в рамках предмета «География», согласно ФГОС ООО, как овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из языков международного общения, в том числе:

•ориентироваться в источниках картографической информации, находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и т. д.;

•использовать различные источники географической информации, в том числе картографические, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

•описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

•создавать простейшие географические карты различного содержания.

Картографическая грамотность подразумевает владение понятиями: карта, план местности, глобус, высота (относительная и абсолютная), градусная сетка (параллель, меридиан, экватор). Включает умения читать масштаб, определять азимут и географические координаты, пользоваться международным картографическим языком условных знаков, геосервисов, владение научной (даже на обыденном уровне) картиной мира.

Владение картографической грамотностью - это не просто формальное требование образовательных стандартов, предъявляемое к результатам образования, но и одно из условий результативной социализации личности учащихся в современном мире. Поэтому, работа по формированию картографической грамотности в разрезе описанных выше учебных задач обеспечивает устойчивое развитие не только предметных географических компетенций, но также личностных и метапредметных универсальных действий согласно ФГОС ООО, таких как:

•формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

В целом, учитывая реалии социального запроса общества к образованию, одной из важнейших целей федеральных государственных образовательных стандартах общего образования нового поколения, становится подготовка выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Однако возможности школьного образования не безграничны. Последние годы модернизации системы образования привели к формированию ряда серьезных проблем, например, таких как:

-несоответствие содержания образования, его объема, возрастным особенностям обучающихся;

-ограничение учебного времени, а зачастую полное его отсутствие, для отработки умений и навыков, необходимых для качественного усвоения материала;

-разрушение межпредметных связей школьных предметов.

Для решения названных проблем приходится искать новые формы организации учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности

Форма организации обучения обозначает одну из основных дидактических категорий. Процесс обучения как направленное и организованное взаимодействие педагогов и обучающихся с целью реализации целей образования, осуществляется в различных организационных формах. Формы организации обучения способствуют реализации обучающей, развивающей и воспитывающей функций педагогического процесса. Освоение содержания образования осуществляется с помощью различных методов, приемов и средств обучения, которые являются самостоятельными элементами процесса обучения. Форма организации обучения объединяет их в целостную единицу взаимодействия педагога и обучающихся и является внешним выражением согласованной деятельности преподавателя и обучающихся, осуществляемой в заранее установленном порядке и режиме.

Существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число обучающихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, место учебы, продолжительность занятий.

Урок – наиболее распространенная форма организации теоретического обучения.

1. Роль карты в географии прекрасно определил Н. Н. Баранский: "Карта – второй язык географии", притом язык более экономный и доходчивый. Для учащихся это источник научных знаний и разносторонней информации. При умелом ее чтении, карта выступает не только в роли богатого и разнообразного источника знаний, но и стимулятора умственного развития обучающихся. Чтение карты развивает способности ребят к логическому, диалектическому мышлению, мышлению большими категориями, с широким охватом явлений и предметов, приводит к формированию многосторонних, «живых» представлений об изображенной на карте территории и, наконец, является хорошей основой осознанного и твердого знания географии.

Таким образом, подбирая приемы формированию картографической грамотности, я стараюсь рассмотреть роль конкретных заданий как с позиции развития предметных географических и метапредметных умений согласно требованиям ФГОС ООО, так и с позиции освоения картографического метода.

Карта выступает в этих заданиях и как объект для изучения, и как средство изучения объектов, процессов и явлений.

Разрабатывая виды учебной деятельности, направленной на формирование картографической грамотности я учитываю психологические особенности учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Замечательно, что для эффективной организации учебной деятельности в настоящее время существенно расширился инструментарий - появились цифровые ресурсы, которые мы можем эффективно вплетать в учебно- воспитательный процесс. Остановлюсь на некоторых из них.

LearningApps.org –Это конструктор предназначен для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам и для применения на уроках и внеклассной работе. Ресурс предполагает, что учащиеся в игровой форме могут проверить и закрепить свои знания.

Все 20 видов интерактивных упражнений в игровой форме сервиса LearningApps.org разделены на 6 категорий:

1. Различные тесты и викторины.

2. Упражнения на установление соответствия.

3. «Шкала времени» и упражнение на восстановления порядка.

4. Упражнения на заполнение недостающих слов, фрагментов текста, кроссворды.

5. Онлайн-игры, в которых может участвовать одновременно несколько учеников вашего класса.

6. Ресурс предоставляет возможность для сотрудничества педагог-ученик, ученик-ученик.

Использование данного сервиса в сети Интернет на уроке позволяет сделать процесс обучения интерактивным, более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным.

Quizlet.com – сервис для создания учебных карточек и диаграмм, который позволяет:

1. Создавать собственные карточки/диаграммы или использовать уже существующие;

2. Использовать материал в качестве тренажеров.

В Quizlet доступны разные способы работы: 3 учебных режима (Режим карточек-Повторяйте термины и определения или вопросы и ответы так же, как вы бы делали с бумажными карточками; Режим – заучивания -отвечайте на вопросы, которые постепенно усложняются. В этом учебном режиме вы получите индивидуальный план обучения, который строится исходя из вашего уровня знакомства с материалом и помогает усвоить все, что нужно.

Сервис https://onlinetestpad.com/ru

Данный сервис дает учителю возможность создавать:

• тесты с выбором одного или нескольких вариантов ответов, вводом числа или текста в ответе, а также ответа в свободной форме; установление последовательности и установление соответствия; заполнение пропусков и т.д.;

• опросы, анкеты;

• кроссворды;

• логические игры;

• диалоговые тренажеры.

Использование всех этих форм позволяет учителю не только протестировать учащихся, но и дать им возможность лучше подготовиться к зачетам, контрольным работам, экзаменам. Кроме того, использование Online Test Pad на уроке дает возможность провести экспресс проверку уровня усвоения материала по какой-либо теме. Также в арсенале этой онлайн платформы имеются готовые тесты из разных областей науки, которые можно использовать на уроках.

Учащиеся после выполнения тестов сразу могут видеть свои результаты. Активность тестируемых фиксируется в личном кабинете педагога в разделе статистика.

Использование в разных вариантах такой игровой технологии как кроссворд, позволяет развивать, не только познавательные и интеллектуальные способности обучающихся, но и эмоционально-волевые, регулятивные, и личностные качества необходимые для успешной реализации в основной учебной деятельности. Отгадывание кроссворда позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Конструктор предлагает 6 видов кроссвордов:

•классический кроссворд;

•сканворд (скандинавский кроссворд);

•японский кроссворд;

•цветной японский кроссворд; • филворд (венгерский кроссворд);

•судоку.

Также может быть предложен филворд (венгерский) кроссворд.

Филворд, представляет собой поле, заполненное буквами. В этом поле необходимо искать и вычеркивать слова, которые читаются по ломаной линии, и ни одна буква слова не может быть использована в другом слове. Слова могут ломаться в любом направлении (кроме диагонального) и не пересекаются. Филворд хорошо развивает зрительную память и учит правильному написанию слов.

Как видим, возможности сервисаOnline Test Pad позволяют значительно облегчить работу учителя, автоматизировать проверку домашних заданий, контрольных и проверочных работ не только в период дистанционного обучения, но и во время проведения традиционных уроков. Учащиеся же получают возможность выполнения разнообразных по форме, содержанию и уровню сложности заданий, что позволяет поддерживать интерес к уроку географии.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Картографическая грамотность на уроках истории

География - это единственный школьный предмет, в рамках которого формируются основы работы с географической картой, но овладение картографической грамотностью позволяет более продуктивно осваивать содержание и других школьных предметов, а также значительно эффективнее справляться с некоторыми заданиями Всероссийских проверочных работ (далее ВПР), например, по истории.

История является учебным предметом, изучение которого предполагает рассмотрение происходящих событий не только во времени, но и в пространстве. И только в связи с конкретными пространственными условиями у школьников может сформироваться адекватное понимание исторических событий.

На уроках биологии

Многие темы школьного курса биологии также имеют высокий потенциал использования тематических карт, например, «Ареал распространения эндемичных и реликтовых видов», «Заповедники и национальные парки России» и т.д.

И даже на уроках литературы можно использовать карты

Например, организация совместной исследовательской деятельности школьников по изучению жизни и творчества Л.Н.Толстого.

Однако, время, отводимое на изучение картографических тем в рамках географии и других школьных предметов, не может быть существенно увеличено. Поэтому, достижение цели формирования картографической грамотности, могут быть реализованы лишь на факультативных занятиях.

В МКОУ «Стрелецкая ООШ» в данном направлении реализуются программы внеурочной деятельности «Путешествие по материкам и странам» в 7 классе и «Краеведение» в 8 классе, а также кружок туристско-краеведческой направленности.

Остановлюсь на некоторых интересных моментах.

В раках занятий по краеведению список учебных материалов по краеведению Тульской области был расширен атласом Одоевского района Тульской области.

Работа по созданию электронной версии атласа «Уголок России. Край Одоевский» была проведена мной, совместно с учителем МКОУ «Левенская ООШ» Одоевского района Е.Н.Сиголаевым, при активном участии учащихся школы и информационной поддержке Одоевского краеведческого музея.

Локальный электронный мультимедийный атлас «Уголок России. Край Одоевский» состоит из 7 разделов, которые содержат 35 страниц и титульный лист. Структура атласа включает следующие разделы:

Пояснительная записка, куда входит краткое руководство пользователя по работе с атласом, сведения о разработчиках атласа, ссылки;

Экономико-географический раздел, представленный административной картосхемой Тульской области, административной картой Одоевского района, планом пгт. Одоев, картосхемой и сведениями о размещении промышленных и сельскохозяйственных предприятий района;

Исторический раздел, включающий карты и текстовый компонент, характеризующие территорию Одоевского района в различные исторические периоды;

Физико-географический раздел, включающий описание геологического строения, рельефа, климата, почв, внутренних вод, растительного и животного мира, экологической обстановки, ландшафтов.

Демографический раздел, включающийкартосхему плотности населения, сведениями об основных населённых пунктах, демографической обстановке и численности населения края, её быте и традициях.

Инфраструктура – большой раздел, объединяющий в себе карты автомобильных дорог и связи, а также сведения об учреждениях образования, здравоохранения и культуры.

Достопримечательности и памятные места представляет культурно-историческое наследие Одоевского края.

Причем, если на начальных этапах он представлял из себя сборник тематических карт и подборку материалов по теме, то позднее эти материалы были перенесены в электронную оболочку. Сейчас на занятиях мы используем как бумажную версию атласа, так и электронную, а также комплекс контурных карт с разработанными учебно-познавательными задачами.

2. Проектно-исследовательская деятельность школьников очень часто сопровождается созданием тематической карты, как результата классификации и систематизации полученных сведений. В практике нашей школы такие работы создаются школьниками довольно часто.

Из наиболее интересных я бы хотела представить работу Старовойтовой Алины, Гааг Ирины экскурсионный маршрут «Православные святыни Одоева и Одоевского района Тульской области» и Никитина Дмитрия «Опыт создания интерактивных краеведческих материалов, на примере карты православных святынь Одоевского района Тульской области», которая была высоко оценена на областном уровне, а затем ребята презентовали свою работу в рамках работы Девятых областных церковно-краеведческих чтений при Тульской Духовной семинарии.

Практическая ценность проектно-исследовательской работы восьмиклассников в этом учебном году стало создание сборника материалов, посвященного нашим землякам-героям, материалы которого можно будет использовать для проведения тематических классных часов и мероприятий, интерактивная карта Одоевского района с отмеченными на ней местами рождения наших земляков-героев и информационной справки о них в программе Microsoft PowerPoin, а также на ресурсе Google Карты. Карта на этой платформе была высоко отмечена в рамках VI Тульского открытого чемпионата знаний, инициатив, проектов «Энергия будущих поколений в интересах устойчивого развития региона» (Проектный трек «IT – движение вперед»).

Особенно хотелось бы отметить значимость занятий обучающихся туристской деятельностью в формировании картографической грамотности. Туризм развивает интерес к спорту, наблюдательность и формирует у подростков представление о здоровом образе жизни и активную жизненную позицию. Детский туризм – это лучший способ привить ребенку самостоятельность, приучить к активности.

Одоевский район богат туристскими традициями. Клуб «Полярная звезда» основанный Селиверстовым А.А. 54 года назад и продолжающий действовать сейчас стал не просто туристским объединением, но педагогической кузницей. Благодаря воспитанникам Александра Александровича и сейчас в районе сохраняются туристские традиции - проводятся традиционные соревнования по ориентированию и другим дисциплинам, которые также требуют от участников сформированной картографической грамотности.

Очень жаль, что значимость этой работы в воспитании и формировании подрастающего поколения не оценена по достоинству администрацией района и туристская жизнь района держится на плечах энтузиастов без всякой поддержки. Утеряна традиция туристского палаточного лагеря «Синегория», существовавшая на протяжении более 30 лет.

Обучающиеся МКОУ «Стрелецкая ООШ» на протяжении 12 лет занимают призовые места в туристских соревнованиях муниципального уровня и участвуют в соревнованиях регионального, входят в состав сборной районной команды на соревнованиях "Школа безопасности" и областных туристских слетах.
Основное общее и среднее общее образование