Публикации (статьи, материалы)

РАЗВИВАЮЩАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ

Зименкова Наталья Владимировна, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 100 центрального района, г. Санкт-Петербург

Библиографическое описание:
Зименкова Н.В. РАЗВИВАЮЩАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОМ САДУ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 3. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/3.pdf.

В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь познает окружающий мир, вступает во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых и предметных действий развивается и формируется как личность.

Важным компонентом обучения и воспитания детей младшего возраста является формирование сенсорных способностей и развитие мелкой моторики руки.

Известно, что прототип современного бизиборда был изготовлен еще в 1907 году самой Марией Монтессори. Проанализировав поведение малышей, она пришла к выводу, что они познают мир и воспринимают информацию в большинстве своем через сенсорные ощущения, таким образом, развивая мелкую моторику. Мария Монтессори решила дать возможность детям поиграть с предметами, к которым родители обычно не подпускают в целях безопасности, при этом создав среду не представляющую угрозу для ребенка.

Благодаря ей появился первый бизиборд. Данная развивающая доска служит прекрасным помощником в развитии у детей мелкой моторики, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств.

Поэтому появление бизиборда в группе детского сада прекрасно обогатит предметно – развивающую среду и создаст условия для психофизического развития творческого потенциала воспитанников. Даст возможность поиска новых форм взаимодействия взрослых и детей в детском саду.

Решаемые задачи при помощи развивающей доски обширны и многогранны. Это формирование общих сенсорных способностей, развитие мелкой моторики и закрепление навыка действий с различными предметами. Благодаря бизиборду можно воспитывать познавательный интерес и любознательность, ведь это очень увлекательное и интересное пособие для детей, которое надолго привлечет внимание ребенка. Тактильные прикосновения, манипуляции с различными предметами положительно влияют на мозг ребенка, стимулируя его деятельность.

Бизибор помогает ребенку познавать мир и повышать творческий потенциал. При игре развивается интеллект, внимание, память, логика. К тому же при стимуляции моторных навыков активизируется речевой центр.

Что же произойдет при регулярном взаимодействии ребенка с развивающей доской?

Во-первых будет тренироваться мелкая моторика. Концентрированные манипуляции с мелкими предметами сформируют навыки моторной и сенсорной координации. Движения рук станут более уверенными, твердыми и отточенными, а это первый шаг к подготовке руки к письму.

Во-вторых юный исследователь, изучая устройство механизмов, учится комбинировать различные приемы и подходы, развивает моторную память. Играя с развивающей доской, ребенок продолжает учится концентрировать внимание.

В-третьих игровая доска стимулирует ребенка к познавательной деятельности, способствует развитию воображения, творческих способностей, речи, а еще расширяет представления об окружающем мире.

Начать знакомство лучше с озвучивания правил:

1. Играть аккуратно.

2. Не мешать друг другу.

3. Просить помощи, когда она требуется.

Игры на доске:

1.Различные защелки и замочки: это всегда нравится детям, но в быту эти предметы могут быть опасны, поэтому лучше всего знакомить с ними, учить пользоваться и утолить любопытство ребенка на доске.

2.Крупные бусины, гайки, кольца: все это очень привлекает ребенка, а когда это можно потрогать и поиграть с этими предметами, тогда можно надолго увлечь ребенка. Желательно чтобы бусины были разного размера и цвета

3.Замки, молнии, пуговицы, шнуровка: детям всегда очень трудно застегивать и расстегивать куртки или другие вещи, гораздо проще ребенку будет начать обучение подобным умениям на доске.

4.Счеты: детям всегда нравятся игры со счетами – это простое пособие помогает формировать элементарные математические представления у детей.

5.Предметы из различных материалов (кожи, пластмассы, железа, ткани) – они способствуют запоминанию ощущений от прикосновения к различным поверхностям, учат распознавать качества предметов, развивать тактильные ощущения.

Было замечено, что игра, которая сделана своими руками, приобретает большую ценность для ребенка, чем купленная в магазине. При изготовлении игры можно включать в работу ребенка, для выбора им предметов, прикрепляемых к доске, а так же при выборе их цвета, размера и количества. Совместно изготовленная доска может быть итогом совместной деятельности родитель – ребенок и послужит прекрасной возможностью для развития ребенка в этом взаимодействии, ведь ребенку важна заинтересованность родителя, получение от него эмоционального отклика, видеть, что родителю важно и ценно услышать мнение ребенка. И увидеть конечный итог совместного труда – сделанную развивающую доску.

Если же проектирование и создание доски проходит в группе детского сада, то дети будут учиться общаться, договариваться, будут развивать навыки группового взаимодействия. И, конечно же, им будет приятно увидеть результат совместного труда.

Опыт работы в группах детских садов показал, что проводимые мероприятия с использованием развивающей доски позитивно отражается на развитии детей. Систематические занятия в игровой форме дают отличные результаты:

1.Дети любознательны и активны, проявляют собственную активность.

2.Ребенок овладевает необходимыми умениями и навыками

3.Наблюдается активизация речевого центра

4.Дети спокойно и с удовольствием играют самостоятельно, испытывя при этом положительные эмоции.

Библиграфический список

1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 2018. - 64 с.

2. Амбарцумян, З.Г. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста / З.Г. Амбарцумян, О.А. Васильева // Векторы образования: от традиции к инновациям. - 2019. - С. 60-63.

3. Амет-Уста, З.Р. Сенсомоторное развитие детей как важная задача дошкольного образования / З.Р. Амет-Уста, В.Н. Ткаченко // Форум молодых ученых. - 2018. - № 4 (20). - С. 127-131

4. Анненкова, О.К. Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в предметно-игровой деятельности / О.К. Анненкова, А.К. Куаншбекова, С.С. Ковалёва // Актуальные вопросы педагогики сб. ст. IV Междунар. науч. -практ. конф. - Пенза, 2020. - С. 138-140.

5. Балашова, Э.Б. Современный взгляд на формирование сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста / Э.Б. Балашова, Ю.М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии: Материалы XV ежегодной Всероссийской (с международным участием) научно -практической конференции. - Иркутск, 2020. - С. 74-78

6. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов /Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 2020. - 237 с.

7. Баширова, Ф.Ф. Бизиборд как средство развития детей дошкольного возраста /Ф.Ф. Баширова // Информационно-образовательные и воспитательные стратегии в современной психологии и педагогике. - 2018. - С. 27-29.

8. Бахметьева, Н.А. Роль сенсорных эталонов цвета в познавательном развитии детей дошкольного возраста / Н.А. Бахметьева // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. - Нижний Новгород, 2018. - С. 23-25.
Дошкольное образование