Публикации (статьи, материалы)

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОСТРАДАНИЯ К ЖИВОТНОМУ МИРУ РОДНОГО КРАЯ

Бушуева Наталья Александровна, воспитатель
Косицина Мария Витальевна, воспитатель
МАДОУ г. Мурманска № 123

Библиографическое описание:
Бушуева Н.А., Косицина М.В. ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВ СОПЕРЕЖИВАНИЯ, СОСТРАДАНИЯ К ЖИВОТНОМУ МИРУ РОДНОГО КРАЯ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. В это время закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Именно в этот период необходимо разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

«Патриотизм» – это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов)

«Патриотизм» – это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

Мы живём на Кольском Севере. Этот край весьма разнообразен и удивителен. Для живущих здесь людей он родной и любимый. Здесь множество прекрасных озёр, водопадов, удивительных растений. Мы знаем не из книг о фантастических полярных сияниях. Насколько северная природа красива, настолько и уязвима. Ущерб, ежегодно наносимый туристами, огромен. Нашей стране необходимы инициативные, самостоятельные, ответственные за свои поступки личности. В связи с этим обходимо формировать у дошкольников интерес к родной северной природе, её исключительной красоте; воспитывать понимание, что природу нужно беречь.

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края является средством приобщения к родной культуре. Чувство любви к Родине весьма многогранно по своему содержанию и не может определяться лишь несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Таким образом, целью воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких важных качеств, как сострадание, сопереживание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с природой родного края.

При этом решаются следующие задачи:

· формирование духовно-нравственного отношения к родной природе и чувства сопричастности к ней;
· формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач созданы взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

1. Знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями.
2. Проведение наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года.
3. Организация сезонного труда в природе: посев цветов, овощей, прополка грядок, полив растений, обрезка сухих веток, подвязывание надломленных веток, подкормка птиц в трудное для них время.
4. Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой дошкольник проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года.
5. Тесное сотрудничество воспитателей группы с членами семьи воспитанников.

Именно с воспитания любви и сопереживания к родной природе необходимо начинать приобщение к родной культуре дошкольников: ибо природные явления, объекты, окружающие ребенка с момента его появления на свет, ближе и легче воспринимаются им, потому как воздействуют на эмоциональную сферу.

Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

- Природоведческие экскурсии
- Экологические экскурсии - Эстетические экскурсии
- Социально-бытовые экскурсии.

В работе с детьми дошкольного возраста используем различные виды экскурсий, направленных на воспитание любви к природе, чуткое и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны пешеходные прогулки за территорию детского сада (оздоровительные), целевые прогулки, мини походы. Вместе с детьми и родителями мы прошли по улицам города, организовав экскурсии и целевые прогулки: «Родная природа», «Кто живёт рядом с нами?», «Где можно найти ответы на важные вопросы?» (экскурсия в библиотеку) и др.

По результатам совместных походов были созданы: фотокнига «Приключения в парке», «Мы - экологи», рукописная книга «Природа Кольского края», коллаж «Берегите лес!»; фотоотчёты об участии в социальных акциях: «Спешите делать добро!», «Покормите птиц зимой».

В основе разработки содержания ознакомления детей с родным краем через экскурсии, целевых прогулок, опираемся на следующие принципы:

- тематика материала;
- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края);
- единство содержания и методов;
- интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира)
- динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста);
- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности).

Ознакомление с природой прекрасно развивает детское мышление, чувства, стимулирует творческие способности ребёнка. Своими разнообразием, красотой, уникальностью природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание узнать как можно больше, побуждает к передаче чувств и мыслей.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы, учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.

Процесс познания происходит, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий его мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.

Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины.

Всё это закладывает первые основы патриотизма.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

При ознакомлении с родным краем подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать. Это такие формы работы, как: составление рассказов; творческая деятельность; викторины по краеведению; создание альбомов с пословицами краеведческой тематики; чтение рассказов; папки-передвижки с иллюстрациями о животном и растительном мире; занятия и др.

В группе организована выставка книг и иллюстраций о родном крае. Дети познакомились с книгами: Нади Фениной «Сказка о Севере», Ирины Ядринцевой «Волшебный полуостров», Олега Бундура «У нас, на Крайнем Севере», стихами поэтов Кольского полуострова «Давайте беречь природу вместе!», «Небо пляшущих огней» и др.

С помощью дидактических игр: «Я знаю пять … (растений, животных) », «Угадай, кто?», «Я загадаю, ты отгадай»; речевых игр: «Скажи наоборот» (антонимы), «Назови по-другому» (синонимы), «Объясни, зачем?» активизировали знания детей, способствовали развитию коммуникации, любознательности, творческого воображения.

Не менее важным условием данного воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания и формирования интереса к культуре своего народа, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. Родители помогают в сборе и материалов по родному краю. Организовывают семейные экскурсии в музеи, походы на природу, создают с детьми альбомы наблюдений за природными явлениями, животными, птицами.

Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы.

-Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой любимый домашний питомец», «Эти удивительные животные»;
-Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций);
-Совместное создание взросло-детских проектов;
-Родительский клуб («Опыт семьи по воспитанию патриотизма у старших дошкольников»);

Целенаправленная работа по ознакомлению с природой малой Родины поспособствовала развитию личности ребенка в духе патриотизма. Дети стали проявлять инициативу и желание участвовать в социально значимых акциях, научились понимать красоту северной природы, развили в себе сострадание, желание сберечь уникальный Кольский край.
Дошкольное образование