ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОРИЧЕСКОМУ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Харитонова Светлана Николаевна, старший воспитатель МКДОУ д/с "Березка" село Кыштовка, Новосибирской области
Библиографическое описание: Харитонова С.Н. ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОРИЧЕСКОМУ И КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.
Целью Федеральной Образовательной Программы является разностороннее развитие и воспитание ребенка на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национальных культурных традиций.
Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь осознать свое собственное Я, свои корни, любовь к Родине, традициям и культуре. И важно, и сложно, и нужно… потому, что невозможно жить без любви к своему дому, без уважения к традициям, и интереса к культуре.
Наша цель - создать условия для краеведческого образования детей дошкольного возраста как основы нравственно-патриотического воспитания. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду «Березка» организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей.
Во всех возрастных группах детского сада созданы патриотические центры, наполненные символикой России и района, предметами быта, изображением национальных костюмов, ремесел.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности воспитанников по выбору и интересам: дидактические игры, традиционные народные игрушки, маски для театрализации сказок народов, проживающих на территории Новосибирской области, тематические альбомы как для совместной деятельности со взрослым, так и для самостоятельной.
Особая роль по приобщение детей к историческому и культурному наследию отводится природе, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Наличие учебно-опытного участка позволяет организовать целевые экскурсии, проводить исследовательскую деятельность, наблюдения за всходами и ростом овощей, трудом взрослых. Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Посильные, интересные и разнообразные задания — все это воспитывает любовь к земле, уважение к сельскохозяйственному труду, труду взрослых.
Наш детский сад является участником акции «Бумажный бум». В игровой, увлекательной форме рассказываем детям о проблеме отходов, смысле и важности вторичной переработки. Формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края. Знакомство дошкольников с традициями, обычаями сибирского народа, через праздники и развлечения помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, сохранить прошлое.
Наши предки свято чтили традиции, часть которых отмечалась путем проведения обрядовых игр, тематических увеселительных развлечений. Народные праздники отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами.
Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в нашем детском саду проводятся сибирские народные праздники и обряды. С помощью праздников и развлечений предоставляется отличная возможность приобщения детей к истокам народной культуры. Традиционными праздниками в нашем саду стали «Рождественские колядки», «Масленица», «Пасха», «Троица».
Маршрутная игра - отличная форма для закрепления практических знаний о достопримечательностях нашего села.
Богатыри — герои былин и сказаний, настоящий пример доблести, доброты и справедливости. Участие в конкурсе «Сибирский богатырь», который проводится для дошкольников в нашем районе, выявляет не только знание краеведческого материала, но и умения применять эти знания в новых нестандартных ситуациях.
Выставка помогает пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение и желание включаться в творческую деятельность-рисунки, выполненные различными техниками, декоративно прикладное творчество. Рисунки на тему «Красота Божьего мира», «Родные улицы села», «Народные праздники», «Сибирские традиции». Декоративно прикладное творчество «Пасхальный сувенир», «Русский народный костюм», «Бабушкины игрушки».
Народные игры помогают воспитывать любовь культуре сибирского народа, сохранить прошлое. Игры находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
В нашем детском саду функционирует мини-музей «Русская изба». Мы постарались воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку сибирской избы (лавки, люлька, кровать и др.). На полках расставили крынки, самовар, различную глиняную и деревянную посуду. Нашли своё место ухват, коромысло, кочерга. В избе должно быть просторно, там нет места лишним вещам, но зато есть все необходимое.
Детям очень нравится посещать его, рассматривать посуду, мебель, утварь, потрогать, поиграть на трещотках и ложках. У детей возникают вопросы: кто же жил в таком доме? Как люди пользовались ухватом, кочергой? Зачем нужна в доме печка? Какую люди носили одежду? Какие песни пели, сказки слушали? Атмосфера сибирского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробуждают в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволяет им ощутить себя частью русского народа.
Работа в мини-музее «Русская изба» представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной, досуговой деятельности.
Создан и пополняется музей под открытым небом «Крестьянский двор» Музей призван знакомить наших воспитанников с историей и бытом наших предков, пробуждать интерес к малой Родине, дать возможность нашим детям почувствовать себя частью сибирского народа, ближе познакомиться с бытом крестьян.
Много интересных былин и сказок сложили народы Сибири. Сказка скрашивала тяжёлое существование людей, служила любимым развлечением и отдыхом. В сборник «Сказки народов Сибири» вошли лучшие сказки Сибири: алтайские, тувинские, бурятские, селькупские, хантыйские и многие другие. Очень занятные, интересные, занимательные былины, сказания и рассказы о животных, богатырях и хитрых девицах. В этих сказках народ выразил свою мечту о покорении сил природы. Театрализация является одним из самых распространённых видов детского творчества. Именно через театрализованную деятельность проще всего познакомить детей с сказками народов, живущих на территории Сибири. Разыгрывая сцены из сказок, дети отождествляют себя с народными героями, положительными персонажами.
Ежегодно воспитанники и педагоги отправляются к памятнику воинов, погибших в Великой Отечественной войне что бы возложить цветы. Это эмоционально яркое, запоминающиеся событие для дошкольников. Знакомит с такими понятиями, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "трудовой подвиг", «Земляки герои».
На территории детского сада создана композиция «Поклонимся великим тем годам».
Стала уже традиционной акция «Свеча памяти», приуроченная ко Дню памяти и скорби о начале Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, участниками которой являются воспитанники, родители и сотрудники детского сада.
Олимпиада одна из форм работы с детьми, в процессе которой происходит интеллектуальное соревнование детей в области краеведения, позволяющая выявить не только знание фактического материала, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Медвежонок Кыш – символ Кыштовского района, предлагает ребятам закрепить знания о малой Родине, ответив на вопросы.
Краеведение в детском саду является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.
Формы совместной деятельности:
-организованная образовательная деятельность; -совместная деятельность; -беседы; -праздники, досуги и развлечения; -чтение познавательной и художественной литературы; -наблюдения в быту и природе; -экскурсии в музей «Русская изба»; -организация конкурсов, выставок рисунков и поделок; -игровая деятельность; -олимпиады, викторины; -театрализация; -акция; -целевая прогулка; -исследовательская лаборатория; -проектная деятельность.
Наш детский сад «Березка» является стажировочной площадкой Центра научно-методического сопровождения краеведческого образования детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях Новосибирской области в Кыштовском районе.
Наши педагоги охотно делятся опытом краеведческого образования с коллегами. Организуем и проводим конкурсы для педагогов: конкурс компьютерных презентаций «Слава великой Победе», «Сценарий культурной практики по краеведению», конкурс проектов «Путешествие по родному краю». Для дошкольников: викторины «Достопримечательности Кыштовки», «Природа родного края», «Медвежонок Кыш спрашивает», олимпиада «Знатоки родного края».
Краеведческая деятельность предполагает взаимодействие с другими организациями. Мы активно сотрудничаем с Кыштовским краеведческим музеем, детской библиотекой, детской школой искусств, Кыштовским домом детского творчества.
Список литературы:
1.Новая Сибирь – мой край родной: программа краеведческого образования детей дошкольного возраста Новосибирской области/Е.Ю. Данилова и др.-Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,2019. – 72с. 2.Сказки народов Сибири / сост.: Э. Г. Падерина, А. И. Плитченко; худож. Э. Гороховский. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1984. 3. Гашук Е. А. Технология музейной педагогики. – Волгоград: Учитель, 2018. – 181 с.