Фёдорова Елена Валентиновна, воспитатель
Виноградова Светлана Валерьевна, воспитатель
Рыжова Юлия Анатольевна, Логопед
ГБДОУ детский сад 42 (здание 3) Колпинского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Фёдорова Е.В., Виноградова С.В., Рыжова Ю.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
Виноградова Светлана Валерьевна, воспитатель
Рыжова Юлия Анатольевна, Логопед
ГБДОУ детский сад 42 (здание 3) Колпинского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Фёдорова Е.В., Виноградова С.В., Рыжова Ю.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
"Гендер"-какой смысл несет это термин? Термин "гендер" указывает на социально- психологические характеристики и на социальной статус личности, который связаны с полом человека.
Дети начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка в два- три года, и обозначают себя соответствующим образом.
Гендерная устойчивость формируется у детей в возрасте с трех до семи лет, и в этом же возрасте дети понимают, что гендер не меняется. Девочки становятся женщинами мальчики - мужчинами.
И не зависимо от жизненных ситуаций или желаний ребенка, принадлежность к полу не изменится.
Педагоги, физиологи, психологи, нейропсихологи, считают, что формирование устойчивости обусловлено культурными нормами и зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок, и на сколько ребенок привязан к маме, и наоборот. А также от отношения родителей к ребенку.
Немалую роль играет воспитание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Стоит отметить, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно.
Многие исследователи, такие как С. А.Марутян, Т. А. Репина и другие приходят к мнению, что такой дефицит работы приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: девочки - порой лишены скромности, терпимости, нежности, стремление к мирному разрешению конфликта.
А мальчики испытывают дефицит выносливости, эмоциональной устойчивости, решительности.
В мировой психолого- педагогической науки есть немало работ, которые посвящены изучению половых особенностей детей дошкольного возраста.
Учеными доказано, что мальчики сильнее девочек визуально пространственных способностях, а девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Ещё один интересный момент. У девочек математические способности ниже, чем у мальчиков, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.
В дошкольном возрасте девочки более внушаемы и более социальнее, чем мальчики.
Девочки легко осваивают простые рутинные задачи, а мальчикам под силу более сложные процессы.
У мальчиков лучше развито зрительное восприятие, тогда как у девочек - слуховое. Следует отметить, что на девочек больше влияет наследственность.
Предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении. По разным параметрам эмоционального и социального развития ребенка важную и решающую роль играют не только родители, но и сверстники. Они фиксируют нарушение гендерного кода и наказывают жестоко его нарушителей. Нарушений в полоролевой идентификации и поведенческих деприваций дети не приемлют в своем обществе. Замечу, что маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. И совсем наоборот - женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки.
Такое несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности у всех детей. Такие проблемы у мальчиков встречаются гораздо чаще.
На всех этапах формирования гендерной устойчивости для мальчиков требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу.
На мальчиков давление в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демоскулинизации. Ведь мужские качества традиционно ценятся выше женских.
Девочки и мальчики в раннем детстве находятся под влиянием матерей и вообще женщин. Поэтому мальчиков с возрастом обязательно нужно переориентировать на мужской образец поведения. Потому что нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин множество отрицательных последствий.
Родители и педагоги должны понять ребенка ещё в период дошкольного детства. И помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Ведь задача взрослых воспитать женщин и мужчин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.
Так получается, что в ответственный период формирования гендерной устойчивости мальчики и девочки в течение целого дня находятся в дошкольном учреждении, и подвергаются исключительно женскому влиянию.
Воспитатели при обращении часто ограничиваются словом "дети" или "ребята". А это не способствуют идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью.
Отсюда определяется первоочередная задача: введение в жизнь дошкольного учреждения полоориентированных обращений к детям в ситуациях, когда это уместно.
В нашей стране и за рубежом в ходе многочисленных исследований было установлено следующее:
Воспитателю при обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики же плохо воспринимают объяснение на слух, и предпочитают визуальные средства, которые построены на зрительном восприятии.
При совместном воспитании девочек и мальчиков важной задачей является преодоление разобщенности между ними. Важна организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать вместе, сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Девочки принимают на себя женские роли, а мальчики - мужские. Таким же образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Из всего вышесказанного очевидно, что при воспитании ребенка- дошкольника в семье и в детском учреждении существуют проблемы, связанные с формированием у детей гендерной идентичности.
И если подойти к этим проблемам с учетом современных достижений педагогики и психологии, то решение становится вполне реальным.
Ученые считают, что для начала такой работы наиболее благоприятным возрастным периодом является четвертый год жизни.
Заключение.
К концу старшего дошкольного возраста дети должны осознать необратимость половой роли, и того, что пол передать уже невозможно.
Если такого осознания не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании будет уже трудно.
Отсюда делаем вывод: для того, чтобы половая идентичность по Кагану В.Е, как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована работу, с детьми надо начинать вовремя, а именно с младшего дошкольного возраста. Этот период наиболее благоприятный для начала проведения этой работы.
Кроме традиционно определяемых мужских качеств педагогики могут начинать работу по воспитанию у мальчиков чуткости, доброты, эмоциональной отзывчивости, заботливого отношении к окружающим и т.п.
Педагоги могут начинать работу по воспитанию у девочек, кроме традиционно женских качеств таких как: снисходительность, доброта, сдержанность и т. п. такие качества как: инициативность, активность, умение отстаивать свои интересы, самостоятельность и т.п.
Список литературы:
Введение в гендерные исследования: Учебное пособие Под ред. И.В. Костиковой.-М.: Изл-во МГУ, 2000.-с.201-215
Каган В.Е Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок детей 3-7 лет//Вопросы психологии.-2000.-№2.-с. 65-69
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии//Вопросы психологии-1987.-№2.-с. 159-165
Дети начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка в два- три года, и обозначают себя соответствующим образом.
Гендерная устойчивость формируется у детей в возрасте с трех до семи лет, и в этом же возрасте дети понимают, что гендер не меняется. Девочки становятся женщинами мальчики - мужчинами.
И не зависимо от жизненных ситуаций или желаний ребенка, принадлежность к полу не изменится.
Педагоги, физиологи, психологи, нейропсихологи, считают, что формирование устойчивости обусловлено культурными нормами и зависит от отношения родителей к ребенку, характера родительских установок, и на сколько ребенок привязан к маме, и наоборот. А также от отношения родителей к ребенку.
Немалую роль играет воспитание ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Стоит отметить, что содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно.
Многие исследователи, такие как С. А.Марутян, Т. А. Репина и другие приходят к мнению, что такой дефицит работы приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: девочки - порой лишены скромности, терпимости, нежности, стремление к мирному разрешению конфликта.
А мальчики испытывают дефицит выносливости, эмоциональной устойчивости, решительности.
В мировой психолого- педагогической науки есть немало работ, которые посвящены изучению половых особенностей детей дошкольного возраста.
Учеными доказано, что мальчики сильнее девочек визуально пространственных способностях, а девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях.
Ещё один интересный момент. У девочек математические способности ниже, чем у мальчиков, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.
В дошкольном возрасте девочки более внушаемы и более социальнее, чем мальчики.
Девочки легко осваивают простые рутинные задачи, а мальчикам под силу более сложные процессы.
У мальчиков лучше развито зрительное восприятие, тогда как у девочек - слуховое. Следует отметить, что на девочек больше влияет наследственность.
Предлагаю рассмотреть вопросы, связанные с гендерным воспитанием детей в дошкольном образовательном учреждении. По разным параметрам эмоционального и социального развития ребенка важную и решающую роль играют не только родители, но и сверстники. Они фиксируют нарушение гендерного кода и наказывают жестоко его нарушителей. Нарушений в полоролевой идентификации и поведенческих деприваций дети не приемлют в своем обществе. Замечу, что маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики. И совсем наоборот - женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки.
Такое несоответствие гендерным стереотипам создает психологические трудности у всех детей. Такие проблемы у мальчиков встречаются гораздо чаще.
На всех этапах формирования гендерной устойчивости для мальчиков требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу.
На мальчиков давление в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демоскулинизации. Ведь мужские качества традиционно ценятся выше женских.
Девочки и мальчики в раннем детстве находятся под влиянием матерей и вообще женщин. Поэтому мальчиков с возрастом обязательно нужно переориентировать на мужской образец поведения. Потому что нетипичное гендерное поведение в детстве имеет для мужчин множество отрицательных последствий.
Родители и педагоги должны понять ребенка ещё в период дошкольного детства. И помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Ведь задача взрослых воспитать женщин и мужчин, а не бесполых существ, растерявших преимущество своего пола.
Так получается, что в ответственный период формирования гендерной устойчивости мальчики и девочки в течение целого дня находятся в дошкольном учреждении, и подвергаются исключительно женскому влиянию.
Воспитатели при обращении часто ограничиваются словом "дети" или "ребята". А это не способствуют идентификации образа «Я» ребенка с определенной социальной ролью.
Отсюда определяется первоочередная задача: введение в жизнь дошкольного учреждения полоориентированных обращений к детям в ситуациях, когда это уместно.
В нашей стране и за рубежом в ходе многочисленных исследований было установлено следующее:
Воспитателю при обучении детей важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики же плохо воспринимают объяснение на слух, и предпочитают визуальные средства, которые построены на зрительном восприятии.
При совместном воспитании девочек и мальчиков важной задачей является преодоление разобщенности между ними. Важна организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать вместе, сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Девочки принимают на себя женские роли, а мальчики - мужские. Таким же образом может быть построена и театрализованная деятельность.
Из всего вышесказанного очевидно, что при воспитании ребенка- дошкольника в семье и в детском учреждении существуют проблемы, связанные с формированием у детей гендерной идентичности.
И если подойти к этим проблемам с учетом современных достижений педагогики и психологии, то решение становится вполне реальным.
Ученые считают, что для начала такой работы наиболее благоприятным возрастным периодом является четвертый год жизни.
Заключение.
К концу старшего дошкольного возраста дети должны осознать необратимость половой роли, и того, что пол передать уже невозможно.
Если такого осознания не произойдет, то исправлять погрешности в гендерном воспитании будет уже трудно.
Отсюда делаем вывод: для того, чтобы половая идентичность по Кагану В.Е, как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована работу, с детьми надо начинать вовремя, а именно с младшего дошкольного возраста. Этот период наиболее благоприятный для начала проведения этой работы.
Кроме традиционно определяемых мужских качеств педагогики могут начинать работу по воспитанию у мальчиков чуткости, доброты, эмоциональной отзывчивости, заботливого отношении к окружающим и т.п.
Педагоги могут начинать работу по воспитанию у девочек, кроме традиционно женских качеств таких как: снисходительность, доброта, сдержанность и т. п. такие качества как: инициативность, активность, умение отстаивать свои интересы, самостоятельность и т.п.
Список литературы:
Введение в гендерные исследования: Учебное пособие Под ред. И.В. Костиковой.-М.: Изл-во МГУ, 2000.-с.201-215
Каган В.Е Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок детей 3-7 лет//Вопросы психологии.-2000.-№2.-с. 65-69
Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии//Вопросы психологии-1987.-№2.-с. 159-165