СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКИ
Кускова Мария Вячеславовна, педагог-психолог ГБОУ школа-интернат № 1 имени К.К. Грота
Библиографическое описание: Кускова М.В. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СКАЗКИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Последние десятилетия внесли в жизнь детей изменения, из-за которых им стало труднее понимать свои и чужие чувства, осваивать навыки поведения. Одной из причин трудностей формирования навыков социального взаимодействия и адекватного выражения эмоций можно назвать общее эмоциональное нездоровье общества.
Практика показывает, что современные дети стали более нервными и раздражительными, более упрямыми и капризными, более подавленными и одинокими, более импульсивными и непослушными. Это является результатом значительных изменений, происшедших в нашем обществе. Вместо того чтобы играть со сверстниками, дети проводят все больше времени перед экраном телевизора или компьютера.
Большинство родителей хочет для своих детей гораздо большего: воспитать высоконравственных и ответственных людей, которые вносят вклад в жизнь общества, обладают достаточной силой, чтобы делать свой собственный выбор, используют свои таланты, любят жизнь и те удовольствия, которые она предлагает, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями. Оказалось, секрет воспитания состоит в том, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. К сожалению, часто бывает, что отношение к эмоциям (своим и своих детей) любящих и заботливых родителей встает на пути к общению с ребенком, когда тот испытывает страх, или злится, или сильно опечален. Этот недостаток можно устранить путем приобретения базовых навыков эмоционального воспитания.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности.
К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности.
Ко второй ‒ чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определенному человеку или предмету.
К третьей ‒ собственно эмоции, реализующие психическое отражение значимости жизненных ситуаций для человека.
Так, ребенок, приходя в школу, ощущает потребность в положительной оценке окружающих: учителей, одноклассников, родителей. Он стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей и, получая признание окружающих, радуется, гордится. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это говорит о том, что его потребность не удовлетворена. В последнем случае можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например, при переживании неуспеха в каком-либо виде деятельности, неудовлетворительная отметка за контрольную, проигрыши в спортивных и других соревнованиях.
«Сказкотерапия» ‒ это слово, появившееся в русском языке сравнительно недавно И, как свойственно каждому, еще не устоявшемуся термину, оно у разных людей, специалистов вызывает многообразные ассоциации. Для одних «сказкотерапия» ‒ это лечение сказками. Для других ‒ прием коррекционной работы, для третьих ‒ способ передачи основных знаний о жизни.
Определений у Сказкотерапии немало. Это и система развития эмоционального интеллекта, и способ перевода с языка подсознания на язык сознания, и метод расшифровки древних (архетипических) сюжетов, действующих в жизни современного человека.
Можно сказать, что сказкотерапия ‒ это одновременно эко-, био- и нано- технология.
Эко ‒ потому что экологически чистая. Сказкотерапия не приносит вреда ни психике, ни душе, ни уму, ни сердцу. На этот метод, как правило, не бывает аллергии.
Био ‒ потому что сказкотерапия природосообразна. В ней нет ничего искусственного, одни природные компоненты. Добрые слова, красивые метафоры, чистые жизненные смыслы. Во все времена сердца, души и умы потребляли сказки. Потому что сказки, легенды, притчи, мифы ‒ качественная пища для разума, сердца и души. Причем, пища разнообразная – и сладкая, и соленая, и с горчинкой, и с кислинкой. Миллион оттенков вкуса, эмоций, смыслов можно разглядеть, расшифровать в сказках и напитаться ими. И эта пища будет без примесей и стабилизаторов вкуса
Нано ‒ потому что сказкотерапия глубоко проникает в сердце, сознание, подсознание и даже душу. Мельчайшие частицы сакральной информации проникают в микроскопические отверстия нашего разума и чувств. Там они производят очистительные работы. Вычищают заблуждения и застарелые обиды. А потом наполняют внутреннее существо светом чистой сакральной информации, производят добрые перемены в мировосприятии, отношении к самому себе и близким людям.
Принципы сказкотерапии:
1. Воздействие на ценностном уровне. Сказка базируется как на общечеловеческих ценностях, так и на ценностях, характерных для данного конкретной национальности, народности и т.д., таких как добро, любовь, дружба, семья и т.д. Одновременно все они заключены в увлекательную форму сказочного сюжета, что позволяет усваивать их в детском возрасте без особых усилий и естественным образом.
2. Принцип передачи жизненной силы. Люди, которые обращаются за советом к психологу, как правило, испытывают нехватку жизненной силы, другими словами, теряют веру в возможность самостоятельного разрешения проблем, в свои ресурсы и возможности. Сказки, которые подбираются или сочиняются для ребенка (или совместно с ребенком), обязательно укрепляют веру ребенка в собственные силы и несут позитивную жизненную программу.
3. Принцип многогранности. По сути, любая реальная ситуация, в которой находится ребенок, преобразуется в сказочный сюжет, через призму которого предлагается посмотреть на проблему на проблему с разных сторон. В результате должно возникнуть понимание неоднозначности любого жизненного события, его многосторонности и многогранности.
4. Связь между реальностями. Речь идет о реальной жизненной ситуации (событие, проблеме) и сказочном контексте; о смене контекстов, благодаря чему возможно переосмысление ребенком происходящего.
Для детей сказкотерапия – это метод воспитания, развития критического мышления и эмоционального интеллекта Метод, позволяющий не наказывать ребенка, но воспитывать его словом Метод, исключающий жестокость воздействия и развивающий способность думать.
Затрагивая эмоциональную жизнь ребенка, сказка дает утешение, облегчение, вызывает восторг. Она предоставляет ребенку словесные картины и символы, которые могут быть использованы им для понимания и выражения своих чувств. Сказка представляет героев и моделирует ситуации, над которыми можно подумать, которые можно скопировать и оценить. Она предлагает детям творческое проникновение в эмоциональные аспекты человеческого поведения. Сказка развивает у детей способность к зрительному воображению, что особенно полезно, так как у детей часто не получается «увидеть» путь из эмоционального тупика.
Психотерапевтические сказки эффективны в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в психическом и физическом развитии.
Дети с задержкой психического развития очень эмоционально воспринимают сказки, обсуждают их, рисуют сказочные сюжеты, обыгрывают сказки на занятиях и постепенно преодолевают психическое недоразвитие во всех сферах психической деятельности. Обсуждая сказку, они учатся устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, усваивают новые знания об окружающем мире развивают речь, у них явно возрастает познавательный интерес.
Сверстники не любят с ними играть, поэтому они находят себе друзей младших по возрасту. Дети с задержкой психического развития с удовольствием прослушают сказку, даже если она предназначена для младших детей. Особую радость они испытывают при инсценировке сказки или обыгрывании отдельных эпизодов.
У детей с нарушениями речи недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет недоразвитие всех сторон речи: ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений, недостатки памяти, недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания, снижение уровня обобщений, недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребенка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.
Имея нормальный интеллект, такие дети рано начинают осознавать свой речевой дефект и сознательно уходят от речевого общения. Дети с заиканием отказываются играть со сверстниками или же соглашаются на «подчиненные» роли, где не надо говорить, а только молча выполнять чьи-то указания. Это сказывается на формировании низкой самооценки.
Так же надо иметь в виду, что в отличие от детей с нарушенным слухом дети с сенсорной алалией слышат речь, но не всегда понимают ее из-за нарушения фонетико-фонематического восприятия. А значит, они могут не понять инструкцию или просьбу педагога дошкольного учреждения и попасть в разряд невнимательных и непослушных детей.
Особые трудности у таких детей возникают при ведении диалога. В сказке много диалогов, которые можно использовать, обыгрывая сказку или ее эпизоды с детьми, для формирования у них навыков речевой коммуникации.
Таким детям работу со сказкой желательно сочетать с методами арт-терапии, в том числе с рисованием. Ведь их рисунки свидетельствуют о недостаточно развитом воображении и неточных представлениях о предметах и явлениях окружающего мира: у изображенного ими человека не хватает частей тела, у животных лишние лапы. Рисование по сказке поможет им в развитии навыков рисования и умения осознавать свои и чужие чувства.
У детей с ранним детским аутизмом и другими расстройствами аутистического спектра (РАС) наиболее ярко выражены нарушения эмоционально-волевой сферы и трудности коммуникации.
У детей с расстройствами аутистического спектра может быть разная степень выраженности заболевания. Каждый такой ребенок неповторим и требует отдельного подхода, организации коррекционной работы с ним команды специалистов. В зависимости от тяжести заболевания и индивидуальных особенностей ребенка родители и педагог должны понять, насколько и как включить такого ребенка в работу со сказкой. Не надо бороться со стереотипами такого ребенка, надо развивать ребенка в рамках его стереотипий, постепенно, дозированно, расширяя их.
Каждый ребенок иногда ведет себя застенчиво. Это зависит от особенностей социальной обстановки и общего эмоционального состояния ребенка в конкретной ситуации.
Склонность к застенчивости может объясняться особенностями нервной системы ребенка. Согласно научным исследованиям, более застенчивые от природы люди легче возбуждаются физически. Другими словами, естественный режим работы их нервной системы таков, что любое изменение стимула возбуждает их быстрее и глубже. Врачи и психологи обозначают таких людей скорее «высоко реактивными», нежели «застенчивыми».
У высоко реактивных детей застенчивость в поведении направлена на защиту от физиологической и, возможно, эмоциональной перегрузки.
Также застенчивость может развиваться у ребенка, если он чем-то отличается от других: имеет необычно большой или маленький рост, физический недостаток или нарушения речи.
Застенчивость, робость и низкая самооценка могут развиваться также в результате ошибок семейного воспитания.
Родители таких детей обычно жалуются, что их ребенок стесняется выступать на празднике в детском саду, играть с другими детьми, высказать свою просьбу.
Таким образом, психотерапевтические сказки являются неизменными помощниками взрослых в вопросах воспитания и развития детей, профилактики появления и закрепления нежелательных качеств личности ребенка и неадаптированных форм поведения, коррекции недостатков эмоционального развития.
Список литературы:
1. Готтман Джон, Деклер Джоан., Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей. М., 2015. 2. Жегурова О.А., Потемкина Е.А., Арт-терапия в профилактической и лечебной работе: учеб.-метод. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петер. ун-та, 2019. – 100 с. 3. Защиринская О.В., Сказкотерапия в работе психолога: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2016. – 134 с. 4. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под. Ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002. 5. Строгова Н.А., Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психолого, педагогов и родителй. Издю 2-е, испр. / Н.А. Строгова, – М.: Издательский центр ВДАДОС, 2023. – 100 стр. (Серия Методика психологической коррекции). 6. Эмоциональное здоровье вашего ребенка: пер. с англ. П.К. Руснака. М., 1996.