СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Беппаева Радима Хасанбиевна, студент Тагалекова Луиза Магометовна, ассистент кафедры философии и социальной работы факультета психологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева», г. Карачаевск Библиографическое описание: Беппаева Р.Х., Тагалекова Л.М. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Современная система образования сталкивается с растущим разнообразием жилищно-бытовых, финансово-материальных, индивидуально-личностных, конфессиональных, информационно-коммуникационных, поведенческих и иных проблем учащихся. Это требует от педагогических работников не только профессионального мастерства в обучении предмету, но и компетентности в выявлении и решении социально-педагогических трудностей. Социальная работа выступает как интегративная площадка, где пересекаются история, педагогика, психология и культура [3, с. 217].
Значительное количество педагогических технологий воспитательной направленности отражают некоторые аспекты технологий социальной работы [2, с. 136]. Одним из ключевых инструментов, позволяющих эффективно взаимодействовать с обучающимися и их семьями, является социально-педагогическая диагностика, которая позволяет своевременно определить уровень социальной адаптации, выявить факторы девиантного поведения, оценить условия воспитания и жизнедеятельности обучающихся.
Актуальность ее применения обусловлена: •увеличением числа детей из неблагополучных семей, которые находятся в группе риска по школьной дезадаптации; •ростом случаев агрессивного и девиантного поведения среди подростков, что требует раннего выявления и коррекции; •необходимостью профилактики социального сиротства, когда ребенок формально имеет родителей, но фактически остается без полноценной заботы и опеки; •формированием индивидуальных образовательных траекторий, которые невозможно разработать без понимания социального контекста жизни ученика; •требованиями ФГОС, предполагающими работу с обучающимися в условиях многообразия, включая особенности социализации.
Педагог и социальный работник нашего времени обязаны обладать диагностическими компетенциями для успешного взаимодействия с детьми и семьями. Отсутствие систематического подхода к диагностике может привести к игнорированию важных сигналов, что в свою очередь чревато эскалацией проблем.
Социально-педагогическая диагностика представляет собой комплекс методов и средств, направленных на выявление, анализ, прогнозирование состояния личности в процессе ее социализации в рамках образовательной среды.
Ее основные цели: •выявление уровня социальной зрелости и готовности к самостоятельной жизни; •определение уровня риска девиантного поведения; •выявление причин неуспеваемости, конфликтности, отчужденности; •помощь в разработке индивидуального плана развития или коррекционной работы.
Диагностика направлена не только на установление проблемы, но и на понимание социальных корней, что делает ее особенно значимой в образовательной среде.
Основные направление социально-педагогической диагностики: 1. Диагностика социального статуса и условий проживания ребенка. Связана с изучением семейной ситуации, материального положения, наличия зависимостей у родителей, уровня родительского внимания и контроля.
Пример. Выявление факта жестокого обращения в семье через наблюдение за поведением ребенка в школе (замкнутость, боязнь прикосновений, физические травмы). Результаты диагностики могут стать основанием для обращения в органы опеки и начала межведомственного сопровождения.
2. Диагностика уровня социальной адаптации. Изучение коммуникативных навыков, способности к взаимодействию в коллективе, отношения к учебной деятельности. Методы: тесты, интервью, анкетирование, наблюдение.
Пример. Использование методики «Лесенка» для определения самооценки младших школьников. Низкий уровень самооценки может свидетельствовать о внутреннем напряжении, недостатке одобрения, что влияет на успехи в учебе и общении.
3. Диагностика уровня риска девиантного поведения. Направлена на определение склонности к асоциальному поведению, зависимости от Интернета, видеоигр, психотропных веществ.
Пример. Обнаружение признаков игровой зависимости у подростка через снижение успеваемости, раздражительность, отсутствие интереса к реальным контактам. Диагностика позволяет начать раннюю профилактику и организовать специальное сопровождение.
4. Диагностика семейных отношений. Позволяет исследовать качество родительского воспитания, эмоциональную поддержку, уровень взаимопонимания в семье.
Пример. Семейное интервью, проведенное совместно педагогом и социальным работником, помогло выявить высокую степень давления на ребенка, что привело к развитию тревожного расстройства. После диагностики была организована встреча с психологом и рекомендована консультация по изменению стиля воспитания.
Методы социально-педагогической диагностики: • анкетирование – метод массового сбора информации о конкретном проявлении; • интервьюирование – углубленный разговор с учащимися, родителями, педагогами; • наблюдение – систематическое изучение поведения учащегося в различных ситуациях; • психодиагностические методики – использование психологических тестов, например, «Рисунок человека», «Несуществующее животное», тест школьной тревожности Филлипса; • анализ документов – изучение личного дела, характеристик, медицинских карт.
Эти методы позволяют собрать достоверную информацию, объективно оценить ситуацию и наметить дальнейшую стратегию работы с обучающимся.
Эффективная социально-педагогическая диагностика невозможна без командного подхода. Участники образовательного процесса: • классный руководитель; • педагог-психолог; • социальный педагог; • администрация школы; • родители; • внешние специалисты (психиатры, юристы, представители органов опеки).
Пример. В одном из московских лицеев была внедрена программа раннего выявления рисков суицидального поведения. Диагностика проводилась с помощью анонимного анкетирования и последующего анализа данных. При подозрении на риск – организовывалась встреча с психологом и родителями. Благодаря такой системе удалось предотвратить несколько потенциальных ЧП.
Социально-педагогическая диагностика является ключевым элементом современной образовательной практики. Она обеспечивает целостное понимание личности обучающегося в его социальном контексте, позволяет выявлять проблемы на ранних этапах и разрабатывать индивидуальные стратегии их преодоления.
Ее значение заключается в следующем: • предупреждение социального неблагополучия; • формирование безопасной образовательной среды; • реализация принципов инклюзивного и личностно-ориентированного обучения; • поддержка родителей и педагогов в принятии обоснованных решений.
Социально-педагогическая диагностика – это не просто инструмент анализа, а мощный механизм профилактики и сопровождения, который должен быть органично вписан в каждую образовательную организацию.
Для успешного функционирования системы социально-педагогической диагностики необходимы: • профессиональная подготовка педагогических кадров; • наличие четко регламентированных процедур и этических норм; • межведомственное взаимодействие; • доступ к научно обоснованным методикам и технологиям.
Без диагностики невозможно говорить о персонализированном подходе в образовании. Только понимая социальный контекст жизни каждого ребенка, можно создать действительно поддерживающую и развивающую образовательную среду [1].
Список литературы:
1. Беппаева Р.Х., Тагалекова Л.М. Отсроченные последствия внутрисемейного насилия // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: семья и личность: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 10–11 октября 2024 г. / отв. ред. Ф.О. Семенова. Карачаевск, 2024. С. 55–59. 2. Тагалекова Л.М. Технология социальной работы с молодой семьей // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 27–28 октября 2023 г. / отв. ред. Ф.О. Семенова. Карачаевск, 2023. С. 134–138. 3. Тагалекова Л.М. Трансформация современной российской семьи, ее структурные и функциональные проявления // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: семья и личность: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. 10–11 октября 2024 г. / отв. ред. Ф.О. Семенова. Карачаевск, 2024. С. 214–219.