Публикации (статьи, материалы)

НА «РАЗГОВОРАХ О ВАЖНОМ» - О ВАЖНОМ В ЛИТЕРАТУРЕ

Трегубова Ирина Геннадьевна, преподаватель

АНПОО "ДВЦНО" Академический, IT-колледж ВВГУ, г. Владивосток


Библиографическое описание:
Трегубова И.Г. НА «РАЗГОВОРАХ О ВАЖНОМ» - О ВАЖНОМ В ЛИТЕРАТУРЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.

Прекрасную возможность увеличить время для подготовки к Итоговому сочинению в 11 классе, провести внеклассное чтение, побеседовать о произведениях помимо школьной программы, но дающих пищу для интересных размышлений, нам предоставляют еженедельные «Разговоры о важном». Практически к каждой теме можно подобрать короткий рассказ, притчу, иллюстрирующие заявленный в данной теме материал. В 40-45 отведенных минут укладываются и парочка ярких предложенных ролика, и чтение произведения с комментированием, и заключительный интерактив в разработке организаторов «Разговора». Удачным может быть и использование стихотворений.

Работать с малыми формами можно, используя различные приемы. Один из мною любимых – кластер: краткая запись с помощью графических значков, упоминание героев, знаковых цитат с выводом и перечислением проблем, которые могут быть подтверждены сделанными записями. В 10-11 классе такую работу лучше проводить в отдельной тетради, в среднем звене – в тетради по литературе. Составление кластера обязательно предполагает включение системы образов героев. Стрелками обозначаем, в каких взаимоотношениях они находятся: противопоставлены или сопоставляются, что собою представляют эти герои и какую роль они играют в событиях, направленных на раскрытие поставленной проблемы.

Вот отдельные темы «Разговора о важном», которые бывают практически ежегодно, и возможные произведения для работы объемом 0,5-3 страницы. Параллельно дописываем, какие произведения еще можно вспомнить по данной теме для самостоятельно чтения.

·«День учителя» - Борхес «Роза Парацельса». Дополняем список произведений: В.Распутин «Уроки французского», А.Алексин «Безумная Евдокия», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо» и др.

Возможный ход обсуждения (помним об ограничении времени!) по рассказу Борхеса «Роза Парацельса»:

- По ходу чтения выпишите слова, характеризующие мир учителя и мир ученика (дорога, слово….)

- Что есть дорога? (Путь к знаниям, поиск истины)

- слово? (истина, знание)

- пепел? (отсутствие ценностей, невозможность видеть прекрасное

- роза? (красота, истина)

- Почему Парацельс не показал юноше чудо?

- Какие проблемы подняты в рассказе? (Проблема взаимоотношений учителя и ученика, проблема доверия…)

Можно дать задание на дом. Напишите на выбор: Диалог с Борхесом. Диалог с самим собой после прочтения рассказа «Роза Парацельса».

Еще короткие рассказы по теме: Роберт Янг «В сентябре тридцать дней», Майк Гелприн «Свеча горела».

Предложенный ниже список коротких рассказов – к ежегодным праздничным темам.

·«День народного единства» – К.Рылеев «Иван Сусанин»

·«День семьи» - А.Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»

·«День музыки» - К.Паустовский «Старый повар»

·«День космонавтики» - В.Высоцкий «Я первым смерил жизнь обратным счетом…», Ю.Нагибин – цикл рассказов о Юрии Гагарине: рассказ «О чем думал герой» (тема героизма, испытание на честность, искренность, вера в себя).

·«День Победы» - В.Катаев «Флаг», В.Некрасов «Вася Конаков»

·«День матери» - Б.Екимов «Говори, мама, говори», Н.Некрасов «Внимая ужасам войны…», К.Паустовский «Телеграмма», Е.Ауэрбах «Я поздно понял».

Пример работы с произведением малых жанров, когда по ходу чтения рассказа создается рисунок с условными обозначениями - «Кластер»

Елизавета Ауэрбах «Сердце»

В раннем детстве, разрезав себе палец, я, заплакав, побежала к матери. Она, присев на корточки, подула мне на ранку. Так я узнала, что, если болит, нужно, чтоб подули на ранку, пожалели, и все пройдет.

Потом я несла ей другие свои раны — она не всегда могла мне их залечить, но у нее всегда болело за меня сердце, и мне становилось легче...

Недавно я сидела в приемной одного учреждения, Люди, ожидавшие своей очереди, сосредоточенно молчали, впиваясь взглядом в выходившего из кабинета, стараясь догадаться... подули ли ему там на ранку.

Подошла моя очередь, и я перешагнула порог кабинета. За большим письменным столом сидел крупный мужчина со светлыми равнодушными глазами. Выслушав меня, он отказал мне. Не дав совета и не пообещав помочь в будущем, снял телефонную трубку, дав понять, что разговор окончен.

Я вышла в приемную. Меня встретили штыками глаз, и я не смогла пройти через этот вопрошающий строй с непроницаемым выражением лица, а взявшись за ручку двери, я обернулась к ним и, улыбнувшись, сказала: «Желаю и вам удачи!» И все ответили мне улыбкой, кто-то глубоко и облегченно вздохнул.

Я вышла на улицу. Шел снег, его мягкие хлопья одинаково ласково ложились на плечи всех прохожих, на голову задумчивого Пушкина, на корзину живых цветов у его ног. Я шла и думала о человеке с равнодушными глазами — ведь и он был маленьким, и он нуждался в помощи! Зачем он забыл, как хорошо, когда подуют на ранку, помогут или даже только хотят помочь...

- О чем этот рассказ?

- О доброте и отзывчивости, о человеческой черствости и равнодушии, о материнской любви и умении прийти на помощь хотя бы словом или взглядом, о чиновничьей бюрократии, о воспитании, о памяти детства…

А еще - о памяти всечеловеческой: недаром же упомянут «задумчивый Пушкин» с «корзиной живых цветов у его ног»…

20-25 минут уходит на такую работу вместе с чтением, обсуждением и рисунком, а образы, герои, текст произведения останутся у ребят в памяти надолго.

Темы «Разговора о важном» 2023-24 учебного года, где необходимый материал хорошо дополнили произведения малых жанров:

100-летию со Дня рождения Зои Космодемьянской – М.Алигер «Зоя»

· О взаимоотношениях в коллективе – Е.Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

· По ту сторону экрана – В.Шукшин «Критики», где интересен не только субъективный взгляд героев на экранизацию произведений, но и идеи любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.

· Что такое Родина? – М.Пришвин «Моя Родина»

· Непокоренные «Блокада Ленинграда» - К.Булычев «Можно попросить Нину»

· Экологическое потребление – В.Астафьев «Хвостик», «Костер на берегу реки».

Очень хороший вариант работы – знакомство с произведениями по текстам сборников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, где даны эпизоды из произведений по определенным проблемам. Так, удачно вписался в тему «Первооткрыватели»

Отрывок из книги Ф.Конюхова «Как я стал путешественником»

С самого раннего детства я твёрдо знал, что стану путешественником и отправлюсь на Северный полюс. А ещё я очень любил рисовать. И когда оканчивал школу, то серьёзно думал, куда всё-таки пойти учиться - на моряка или художника. Папа хотел, чтобы я стал моряком. А я не знал, что мне выбрать. И решил: а попробую я переплыть Азовское море на лодке. Если не испугаюсь ни моря, ни качки, ни одиночества, то тогда пойду в мореходное училище. Если нет, то буду учиться на художника.

Я тайком взял у моряков маленькую вёсельную лодку. Положил туда компас, карту, воду в бочонке, сухофрукты, рыбу солёную, хлеб и отправился в плавание через Азовское море. Получается, что это было моё первое одиночное плавание. Конечно, и страшно было иногда, и тоскливо. Но теперь я точно знал, что могу стать моряком! Когда вернулся домой, отец отругал меня. А потом заплакал. Они с мамой очень переволновались. Мне было тогда пятнадцать лет, и я просто не понимал, как сильно напугал их своим «путешествием».

После этого я поступил в Одесское мореходное училище, закончил его, получил диплом судоводителя. Мечту свою исполнил, стал полярным исследователем. И к Северному полюсу всё-таки пришёл. Поднимался на самые высокие вершины гор всех шести континентов нашей планеты, несколько раз ходил в кругосветное плавание на яхте, участвовал в гонках на собачьих упряжках через Гренлáндию и Аляску, ходил через пустыню на верблюдах. А началось всё с того давнего плавания через Азовское море на маленькой вёсельной лодке.

В тексте из 234 слов показаны целеустремленность, трудолюбие героя, следование своему Пути. А еще - необходимость родительской поддержки, умение мечтать и достижение своей мечты во что бы то ни стало. По данному тексту легко составить кластер, который в качестве аргументов можно использовать в Итоговом сочинении 11 класса, сочинении на ОГЭ, ЕГЭ и, конечно же, взять за жизненный ориентир: как обрести профессию, способную сделать тебя счастливым…

Короткие рассказы, объемом 0,5 – 3 листа

1.Рид Грачёв «Диспут о счастье» - счастье

2.Ю.Буйда «Продавец добра» - доброта, чистосердечие

3.М.Гелприн «Свеча горела» - книги, литература, поэзия, учитель/ученик

4.А Геласимов «Нежный возраст» - школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого

5.В.Астафьев «Хвостик», «Костер возле реки» - природа, экология

6.Астафьев «Зачем я убил коростеля?» - природа, совесть, воспоминания детства

7.Лу Синь «Бумажный змей» - совесть, воспоминания детства

8.А.Чехов «В аптеке» - человеческая равнодушие

9.А.Чехов «Пари» - книги, духовность, преходящее/вечное и др.

10. В.Тендряков «Хлеб для собаки» - совесть, доброта и др.

11. А.Грин «Победитель» - искусство, талант

12. А.Грин «Игрушка» - человеческая жестокость, впечатления детства, влияние взрослых на детей, мир людей и зверей

13. Г.Успенский «Выпрямила» - искусство, талант

14. В.Вересаев «Состязание» - искусство, талант, красота

15. В.Вересаев «Легенда» - природа

16. Р.Бредбери «Улыбка» - искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации

17. М.Зощенко «Обезьяний язык», И.С.Тургенев «Русский язык» - засорение языка, речь

18. А.Ахматова «Мужество – язык, речь, духовность, война

19. А. Платонов «Одухотворенные люди» - война, героизм, патриотизм, сила чел.духа (более крупное произведение, можно обратиться к отдельным эпизодам)

20. А.Платонов «Юшка» - доброта, бескорыстие и др.

21. В.Катаев «Флаг» - война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа

22. К.Паустовский «Старый повар» - музыка, талант, воображение

23. Т.Толстая «Река Оккервиль» - музыка, талант, воображение

24. К.Паустовский «Золотая роза» - творчество, писательский труд, счастье

25. Д.Быков «Девочка со спичками дает прикурить» - счастье, мечты, чиновничество

26. А.Чехов «Баран и барышня» - чиновничество, человеческая непорядочность, человеческая зависимость от сильных мира сего

27. Р.Бредбери «Все лето в один день» - воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона» и др.

28. В.Токарева «Инструктор по плаванию» - отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути и др.

29. Б.Екимов «Говори, мама, говори» - отцы и дети, отношение к матери

30. Ч.Айтматов «Легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» - память, прошлое, мать

31. Т.Толстая «Чистый лист» - память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы

32. В.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» -чел.благодарность/неблагодарность

33. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» - ложь/правда

34. С.Козловский «Будущее книги» - книги, интернет

35. В.Короленко «Огоньки» - самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало

36. А.Грин «Зеленая лампа» - выбор, власть, путь и др.

37. И.Тургенев «Певцы» - музыка, искусство, талант

38. Замятин «Дракон» - неоднозначность человеческой натуры, человеческое/звериное в человеке

39. А.Куприн «Синяя звезда» - красота/уродство/добродетель

40. А.Куприн «Демир-Кая» - вера, грех/покаяние/прощение

41. В.Богомолов «Первая любовь» - война, любовь, ответственность

42. А.Грин «Игрушки» - война, увлеченность

43. О.Генри «Последний лист» - дружба, поддержка, надежда, жизнь/смерть

44. А.Грин «Дары волхвов» - любовь, жертвенность

45. Л.Улицкая «Бумажная победа» - взаимоотношения подростков, отцы и дети

46. В.Тендряков «Параня» - человек и власть

47. Е.Ауэрбах «Я поздно понял» - отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути

48. Е.Ауэрбах «Сердце» - человеческое равнодушие, отзывчивость

49. Е.Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» - взаимоотношения одноклассников, белая ворона, становление личности, талант

50. О.Павлов «Конец века» - человек в современном мире, равнодушие, отзывчивость

51. Б.Горбатов «Дезертир» - предательство, искупление

52. М.Горький «Мамаша Кемских» - что есть человек, поиск себя

53. А.Чехов «Толстый и тонкий» - зависть, чинопочитание

54. А.Пушкин «Моцарт и Сальери» - зависть, гениальность и талант

55. К.Булычев «Можно попросить Нину» - человеческое участие, поддержка, чел.взаимоотношения

56. В.Крупин «Скинь мешок» - красота мира, природа, умение видеть прекрасное в малом

57. А.Грин «Черный алмаз» - любовь, сила искусства, музыки, свобода

58. В.Астафьев «Записка» - мать, жестокость

59. Р.Бредбери «Карлик» - красота внутренняя и внешняя, чел.участие, доброта, жестокость
Основное общее и среднее общее образование