Трегубова Ирина Геннадьевна, преподаватель
АНПОО "ДВЦНО" Академический, IT-колледж ВВГУ, г. Владивосток
Библиографическое описание:
Трегубова И.Г. НА «РАЗГОВОРАХ О ВАЖНОМ» - О ВАЖНОМ В ЛИТЕРАТУРЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.
Прекрасную возможность увеличить время для подготовки к Итоговому сочинению в 11 классе, провести внеклассное чтение, побеседовать о произведениях помимо школьной программы, но дающих пищу для интересных размышлений, нам предоставляют еженедельные «Разговоры о важном». Практически к каждой теме можно подобрать короткий рассказ, притчу, иллюстрирующие заявленный в данной теме материал. В 40-45 отведенных минут укладываются и парочка ярких предложенных ролика, и чтение произведения с комментированием, и заключительный интерактив в разработке организаторов «Разговора». Удачным может быть и использование стихотворений.
Работать с малыми формами можно, используя различные приемы. Один из мною любимых – кластер: краткая запись с помощью графических значков, упоминание героев, знаковых цитат с выводом и перечислением проблем, которые могут быть подтверждены сделанными записями. В 10-11 классе такую работу лучше проводить в отдельной тетради, в среднем звене – в тетради по литературе. Составление кластера обязательно предполагает включение системы образов героев. Стрелками обозначаем, в каких взаимоотношениях они находятся: противопоставлены или сопоставляются, что собою представляют эти герои и какую роль они играют в событиях, направленных на раскрытие поставленной проблемы.
Вот отдельные темы «Разговора о важном», которые бывают практически ежегодно, и возможные произведения для работы объемом 0,5-3 страницы. Параллельно дописываем, какие произведения еще можно вспомнить по данной теме для самостоятельно чтения.
·«День учителя» - Борхес «Роза Парацельса». Дополняем список произведений: В.Распутин «Уроки французского», А.Алексин «Безумная Евдокия», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо» и др.
Возможный ход обсуждения (помним об ограничении времени!) по рассказу Борхеса «Роза Парацельса»:
- По ходу чтения выпишите слова, характеризующие мир учителя и мир ученика (дорога, слово….)
- Что есть дорога? (Путь к знаниям, поиск истины)
- слово? (истина, знание)
- пепел? (отсутствие ценностей, невозможность видеть прекрасное
- роза? (красота, истина)
- Почему Парацельс не показал юноше чудо?
- Какие проблемы подняты в рассказе? (Проблема взаимоотношений учителя и ученика, проблема доверия…)
Можно дать задание на дом. Напишите на выбор: Диалог с Борхесом. Диалог с самим собой после прочтения рассказа «Роза Парацельса».
Еще короткие рассказы по теме: Роберт Янг «В сентябре тридцать дней», Майк Гелприн «Свеча горела».
Предложенный ниже список коротких рассказов – к ежегодным праздничным темам.
·«День народного единства» – К.Рылеев «Иван Сусанин»
·«День семьи» - А.Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
·«День музыки» - К.Паустовский «Старый повар»
·«День космонавтики» - В.Высоцкий «Я первым смерил жизнь обратным счетом…», Ю.Нагибин – цикл рассказов о Юрии Гагарине: рассказ «О чем думал герой» (тема героизма, испытание на честность, искренность, вера в себя).
·«День Победы» - В.Катаев «Флаг», В.Некрасов «Вася Конаков»
·«День матери» - Б.Екимов «Говори, мама, говори», Н.Некрасов «Внимая ужасам войны…», К.Паустовский «Телеграмма», Е.Ауэрбах «Я поздно понял».
Пример работы с произведением малых жанров, когда по ходу чтения рассказа создается рисунок с условными обозначениями - «Кластер»
Елизавета Ауэрбах «Сердце»
В раннем детстве, разрезав себе палец, я, заплакав, побежала к матери. Она, присев на корточки, подула мне на ранку. Так я узнала, что, если болит, нужно, чтоб подули на ранку, пожалели, и все пройдет.
Потом я несла ей другие свои раны — она не всегда могла мне их залечить, но у нее всегда болело за меня сердце, и мне становилось легче...
Недавно я сидела в приемной одного учреждения, Люди, ожидавшие своей очереди, сосредоточенно молчали, впиваясь взглядом в выходившего из кабинета, стараясь догадаться... подули ли ему там на ранку.
Подошла моя очередь, и я перешагнула порог кабинета. За большим письменным столом сидел крупный мужчина со светлыми равнодушными глазами. Выслушав меня, он отказал мне. Не дав совета и не пообещав помочь в будущем, снял телефонную трубку, дав понять, что разговор окончен.
Я вышла в приемную. Меня встретили штыками глаз, и я не смогла пройти через этот вопрошающий строй с непроницаемым выражением лица, а взявшись за ручку двери, я обернулась к ним и, улыбнувшись, сказала: «Желаю и вам удачи!» И все ответили мне улыбкой, кто-то глубоко и облегченно вздохнул.
Я вышла на улицу. Шел снег, его мягкие хлопья одинаково ласково ложились на плечи всех прохожих, на голову задумчивого Пушкина, на корзину живых цветов у его ног. Я шла и думала о человеке с равнодушными глазами — ведь и он был маленьким, и он нуждался в помощи! Зачем он забыл, как хорошо, когда подуют на ранку, помогут или даже только хотят помочь...
- О чем этот рассказ?
- О доброте и отзывчивости, о человеческой черствости и равнодушии, о материнской любви и умении прийти на помощь хотя бы словом или взглядом, о чиновничьей бюрократии, о воспитании, о памяти детства…
А еще - о памяти всечеловеческой: недаром же упомянут «задумчивый Пушкин» с «корзиной живых цветов у его ног»…
20-25 минут уходит на такую работу вместе с чтением, обсуждением и рисунком, а образы, герои, текст произведения останутся у ребят в памяти надолго.
Темы «Разговора о важном» 2023-24 учебного года, где необходимый материал хорошо дополнили произведения малых жанров:
100-летию со Дня рождения Зои Космодемьянской – М.Алигер «Зоя»
· О взаимоотношениях в коллективе – Е.Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
· По ту сторону экрана – В.Шукшин «Критики», где интересен не только субъективный взгляд героев на экранизацию произведений, но и идеи любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.
· Что такое Родина? – М.Пришвин «Моя Родина»
· Непокоренные «Блокада Ленинграда» - К.Булычев «Можно попросить Нину»
· Экологическое потребление – В.Астафьев «Хвостик», «Костер на берегу реки».
Очень хороший вариант работы – знакомство с произведениями по текстам сборников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, где даны эпизоды из произведений по определенным проблемам. Так, удачно вписался в тему «Первооткрыватели»
Отрывок из книги Ф.Конюхова «Как я стал путешественником»
С самого раннего детства я твёрдо знал, что стану путешественником и отправлюсь на Северный полюс. А ещё я очень любил рисовать. И когда оканчивал школу, то серьёзно думал, куда всё-таки пойти учиться - на моряка или художника. Папа хотел, чтобы я стал моряком. А я не знал, что мне выбрать. И решил: а попробую я переплыть Азовское море на лодке. Если не испугаюсь ни моря, ни качки, ни одиночества, то тогда пойду в мореходное училище. Если нет, то буду учиться на художника.
Я тайком взял у моряков маленькую вёсельную лодку. Положил туда компас, карту, воду в бочонке, сухофрукты, рыбу солёную, хлеб и отправился в плавание через Азовское море. Получается, что это было моё первое одиночное плавание. Конечно, и страшно было иногда, и тоскливо. Но теперь я точно знал, что могу стать моряком! Когда вернулся домой, отец отругал меня. А потом заплакал. Они с мамой очень переволновались. Мне было тогда пятнадцать лет, и я просто не понимал, как сильно напугал их своим «путешествием».
После этого я поступил в Одесское мореходное училище, закончил его, получил диплом судоводителя. Мечту свою исполнил, стал полярным исследователем. И к Северному полюсу всё-таки пришёл. Поднимался на самые высокие вершины гор всех шести континентов нашей планеты, несколько раз ходил в кругосветное плавание на яхте, участвовал в гонках на собачьих упряжках через Гренлáндию и Аляску, ходил через пустыню на верблюдах. А началось всё с того давнего плавания через Азовское море на маленькой вёсельной лодке.
В тексте из 234 слов показаны целеустремленность, трудолюбие героя, следование своему Пути. А еще - необходимость родительской поддержки, умение мечтать и достижение своей мечты во что бы то ни стало. По данному тексту легко составить кластер, который в качестве аргументов можно использовать в Итоговом сочинении 11 класса, сочинении на ОГЭ, ЕГЭ и, конечно же, взять за жизненный ориентир: как обрести профессию, способную сделать тебя счастливым…
Короткие рассказы, объемом 0,5 – 3 листа
1.Рид Грачёв «Диспут о счастье» - счастье
2.Ю.Буйда «Продавец добра» - доброта, чистосердечие
3.М.Гелприн «Свеча горела» - книги, литература, поэзия, учитель/ученик
4.А Геласимов «Нежный возраст» - школа, познание себя, отцы и дети, музыка, книги, подростковые проблемы, влияние взрослого
5.В.Астафьев «Хвостик», «Костер возле реки» - природа, экология
6.Астафьев «Зачем я убил коростеля?» - природа, совесть, воспоминания детства
7.Лу Синь «Бумажный змей» - совесть, воспоминания детства
8.А.Чехов «В аптеке» - человеческая равнодушие
9.А.Чехов «Пари» - книги, духовность, преходящее/вечное и др.
10. В.Тендряков «Хлеб для собаки» - совесть, доброта и др.
11. А.Грин «Победитель» - искусство, талант
12. А.Грин «Игрушка» - человеческая жестокость, впечатления детства, влияние взрослых на детей, мир людей и зверей
13. Г.Успенский «Выпрямила» - искусство, талант
14. В.Вересаев «Состязание» - искусство, талант, красота
15. В.Вересаев «Легенда» - природа
16. Р.Бредбери «Улыбка» - искусство, талант, отношение к прекрасному, к цивилизации
17. М.Зощенко «Обезьяний язык», И.С.Тургенев «Русский язык» - засорение языка, речь
18. А.Ахматова «Мужество – язык, речь, духовность, война
19. А. Платонов «Одухотворенные люди» - война, героизм, патриотизм, сила чел.духа (более крупное произведение, можно обратиться к отдельным эпизодам)
20. А.Платонов «Юшка» - доброта, бескорыстие и др.
21. В.Катаев «Флаг» - война, героизм, патриотизм, сила человеческого духа
22. К.Паустовский «Старый повар» - музыка, талант, воображение
23. Т.Толстая «Река Оккервиль» - музыка, талант, воображение
24. К.Паустовский «Золотая роза» - творчество, писательский труд, счастье
25. Д.Быков «Девочка со спичками дает прикурить» - счастье, мечты, чиновничество
26. А.Чехов «Баран и барышня» - чиновничество, человеческая непорядочность, человеческая зависимость от сильных мира сего
27. Р.Бредбери «Все лето в один день» - воспоминания, взаимоотношения с одноклассниками, «белая ворона» и др.
28. В.Токарева «Инструктор по плаванию» - отцы и дети, отношение к матери, познание себя, выбор жизненного пути и др.
29. Б.Екимов «Говори, мама, говори» - отцы и дети, отношение к матери
30. Ч.Айтматов «Легенда о манкурте» из романа «И дольше века длится день» - память, прошлое, мать
31. Т.Толстая «Чистый лист» - память, отцы и дети, проблема выбора, жизненные проблемы
32. В.Сухомлинский «Для чего говорят спасибо», «Неблагодарность» -чел.благодарность/неблагодарность
33. Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить» - ложь/правда
34. С.Козловский «Будущее книги» - книги, интернет
35. В.Короленко «Огоньки» - самоотверженность на тернистом жизненном пути, вера в светлое начало
36. А.Грин «Зеленая лампа» - выбор, власть, путь и др.
37. И.Тургенев «Певцы» - музыка, искусство, талант
38. Замятин «Дракон» - неоднозначность человеческой натуры, человеческое/звериное в человеке
39. А.Куприн «Синяя звезда» - красота/уродство/добродетель
40. А.Куприн «Демир-Кая» - вера, грех/покаяние/прощение
41. В.Богомолов «Первая любовь» - война, любовь, ответственность
42. А.Грин «Игрушки» - война, увлеченность
43. О.Генри «Последний лист» - дружба, поддержка, надежда, жизнь/смерть
44. А.Грин «Дары волхвов» - любовь, жертвенность
45. Л.Улицкая «Бумажная победа» - взаимоотношения подростков, отцы и дети
46. В.Тендряков «Параня» - человек и власть
47. Е.Ауэрбах «Я поздно понял» - отцы и дети, отношение к матери, выбор собственного пути
48. Е.Ауэрбах «Сердце» - человеческое равнодушие, отзывчивость
49. Е.Габова «Не пускайте Рыжую на озеро» - взаимоотношения одноклассников, белая ворона, становление личности, талант
50. О.Павлов «Конец века» - человек в современном мире, равнодушие, отзывчивость
51. Б.Горбатов «Дезертир» - предательство, искупление
52. М.Горький «Мамаша Кемских» - что есть человек, поиск себя
53. А.Чехов «Толстый и тонкий» - зависть, чинопочитание
54. А.Пушкин «Моцарт и Сальери» - зависть, гениальность и талант
55. К.Булычев «Можно попросить Нину» - человеческое участие, поддержка, чел.взаимоотношения
56. В.Крупин «Скинь мешок» - красота мира, природа, умение видеть прекрасное в малом
57. А.Грин «Черный алмаз» - любовь, сила искусства, музыки, свобода
58. В.Астафьев «Записка» - мать, жестокость
59. Р.Бредбери «Карлик» - красота внутренняя и внешняя, чел.участие, доброта, жестокость