АНПОО "ДВЦНО" Академический, IT-колледж ВВГУ, г. Владивосток
Библиографическое описание: Трегубова И.Г. НА «РАЗГОВОРАХ О ВАЖНОМ» - О ВАЖНОМ В ЛИТЕРАТУРЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/2.pdf.
Прекрасную возможность увеличить время для подготовки к Итоговому сочинению в 11 классе, провести внеклассное чтение, побеседовать о произведениях помимо школьной программы, но дающих пищу для интересных размышлений, нам предоставляют еженедельные «Разговоры о важном». Практически к каждой теме можно подобрать короткий рассказ, притчу, иллюстрирующие заявленный в данной теме материал. В 40-45 отведенных минут укладываются и парочка ярких предложенных ролика, и чтение произведения с комментированием, и заключительный интерактив в разработке организаторов «Разговора». Удачным может быть и использование стихотворений.
Работать с малыми формами можно, используя различные приемы. Один из мною любимых – кластер: краткая запись с помощью графических значков, упоминание героев, знаковых цитат с выводом и перечислением проблем, которые могут быть подтверждены сделанными записями. В 10-11 классе такую работу лучше проводить в отдельной тетради, в среднем звене – в тетради по литературе. Составление кластера обязательно предполагает включение системы образов героев. Стрелками обозначаем, в каких взаимоотношениях они находятся: противопоставлены или сопоставляются, что собою представляют эти герои и какую роль они играют в событиях, направленных на раскрытие поставленной проблемы.
Вот отдельные темы «Разговора о важном», которые бывают практически ежегодно, и возможные произведения для работы объемом 0,5-3 страницы. Параллельно дописываем, какие произведения еще можно вспомнить по данной теме для самостоятельно чтения.
·«День учителя» - Борхес «Роза Парацельса». Дополняем список произведений: В.Распутин «Уроки французского», А.Алексин «Безумная Евдокия», Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла», К.Паустовский «Вода из реки Лимпопо» и др.
Возможный ход обсуждения (помним об ограничении времени!) по рассказу Борхеса «Роза Парацельса»:
- По ходу чтения выпишите слова, характеризующие мир учителя и мир ученика (дорога, слово….)
- Что есть дорога? (Путь к знаниям, поиск истины)
- слово? (истина, знание)
- пепел? (отсутствие ценностей, невозможность видеть прекрасное
- роза? (красота, истина)
- Почему Парацельс не показал юноше чудо?
- Какие проблемы подняты в рассказе? (Проблема взаимоотношений учителя и ученика, проблема доверия…)
Можно дать задание на дом. Напишите на выбор: Диалог с Борхесом. Диалог с самим собой после прочтения рассказа «Роза Парацельса».
Еще короткие рассказы по теме: Роберт Янг «В сентябре тридцать дней», Майк Гелприн «Свеча горела».
Предложенный ниже список коротких рассказов – к ежегодным праздничным темам.
·«День народного единства» – К.Рылеев «Иван Сусанин»
·«День семьи» - А.Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
·«День музыки» - К.Паустовский «Старый повар»
·«День космонавтики» - В.Высоцкий «Я первым смерил жизнь обратным счетом…», Ю.Нагибин – цикл рассказов о Юрии Гагарине: рассказ «О чем думал герой» (тема героизма, испытание на честность, искренность, вера в себя).
Пример работы с произведением малых жанров, когда по ходу чтения рассказа создается рисунок с условными обозначениями - «Кластер»
Елизавета Ауэрбах «Сердце»
В раннем детстве, разрезав себе палец, я, заплакав, побежала к матери. Она, присев на корточки, подула мне на ранку. Так я узнала, что, если болит, нужно, чтоб подули на ранку, пожалели, и все пройдет.
Потом я несла ей другие свои раны — она не всегда могла мне их залечить, но у нее всегда болело за меня сердце, и мне становилось легче...
Недавно я сидела в приемной одного учреждения, Люди, ожидавшие своей очереди, сосредоточенно молчали, впиваясь взглядом в выходившего из кабинета, стараясь догадаться... подули ли ему там на ранку.
Подошла моя очередь, и я перешагнула порог кабинета. За большим письменным столом сидел крупный мужчина со светлыми равнодушными глазами. Выслушав меня, он отказал мне. Не дав совета и не пообещав помочь в будущем, снял телефонную трубку, дав понять, что разговор окончен.
Я вышла в приемную. Меня встретили штыками глаз, и я не смогла пройти через этот вопрошающий строй с непроницаемым выражением лица, а взявшись за ручку двери, я обернулась к ним и, улыбнувшись, сказала: «Желаю и вам удачи!» И все ответили мне улыбкой, кто-то глубоко и облегченно вздохнул.
Я вышла на улицу. Шел снег, его мягкие хлопья одинаково ласково ложились на плечи всех прохожих, на голову задумчивого Пушкина, на корзину живых цветов у его ног. Я шла и думала о человеке с равнодушными глазами — ведь и он был маленьким, и он нуждался в помощи! Зачем он забыл, как хорошо, когда подуют на ранку, помогут или даже только хотят помочь...
- О чем этот рассказ?
- О доброте и отзывчивости, о человеческой черствости и равнодушии, о материнской любви и умении прийти на помощь хотя бы словом или взглядом, о чиновничьей бюрократии, о воспитании, о памяти детства…
А еще - о памяти всечеловеческой: недаром же упомянут «задумчивый Пушкин» с «корзиной живых цветов у его ног»…
20-25 минут уходит на такую работу вместе с чтением, обсуждением и рисунком, а образы, герои, текст произведения останутся у ребят в памяти надолго.
Темы «Разговора о важном» 2023-24 учебного года, где необходимый материал хорошо дополнили произведения малых жанров:
100-летию со Дня рождения Зои Космодемьянской – М.Алигер «Зоя»
· О взаимоотношениях в коллективе – Е.Габова «Не пускайте рыжую на озеро»
· По ту сторону экрана – В.Шукшин «Критики», где интересен не только субъективный взгляд героев на экранизацию произведений, но и идеи любви к ближнему, терпения, всепрощения, уважения к старшим.
· Экологическое потребление – В.Астафьев «Хвостик», «Костер на берегу реки».
Очень хороший вариант работы – знакомство с произведениями по текстам сборников для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, где даны эпизоды из произведений по определенным проблемам. Так, удачно вписался в тему «Первооткрыватели»
Отрывок из книги Ф.Конюхова «Как я стал путешественником»
С самого раннего детства я твёрдо знал, что стану путешественником и отправлюсь на Северный полюс. А ещё я очень любил рисовать. И когда оканчивал школу, то серьёзно думал, куда всё-таки пойти учиться - на моряка или художника. Папа хотел, чтобы я стал моряком. А я не знал, что мне выбрать. И решил: а попробую я переплыть Азовское море на лодке. Если не испугаюсь ни моря, ни качки, ни одиночества, то тогда пойду в мореходное училище. Если нет, то буду учиться на художника.
Я тайком взял у моряков маленькую вёсельную лодку. Положил туда компас, карту, воду в бочонке, сухофрукты, рыбу солёную, хлеб и отправился в плавание через Азовское море. Получается, что это было моё первое одиночное плавание. Конечно, и страшно было иногда, и тоскливо. Но теперь я точно знал, что могу стать моряком! Когда вернулся домой, отец отругал меня. А потом заплакал. Они с мамой очень переволновались. Мне было тогда пятнадцать лет, и я просто не понимал, как сильно напугал их своим «путешествием».
После этого я поступил в Одесское мореходное училище, закончил его, получил диплом судоводителя. Мечту свою исполнил, стал полярным исследователем. И к Северному полюсу всё-таки пришёл. Поднимался на самые высокие вершины гор всех шести континентов нашей планеты, несколько раз ходил в кругосветное плавание на яхте, участвовал в гонках на собачьих упряжках через Гренлáндию и Аляску, ходил через пустыню на верблюдах. А началось всё с того давнего плавания через Азовское море на маленькой вёсельной лодке.
В тексте из 234 слов показаны целеустремленность, трудолюбие героя, следование своему Пути. А еще - необходимость родительской поддержки, умение мечтать и достижение своей мечты во что бы то ни стало. По данному тексту легко составить кластер, который в качестве аргументов можно использовать в Итоговом сочинении 11 класса, сочинении на ОГЭ, ЕГЭ и, конечно же, взять за жизненный ориентир: как обрести профессию, способную сделать тебя счастливым…