Завадская Александра Дмитриевна, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназия № 405 Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Завадская А.Д. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗИМНЕЕ ЧУДО – СНЕЖИНКА» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7.
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.
Цель занятия: Создание условий для развития навыков работы с бумагой, формирование умения работать в коллективе.
Задачи:
образовательные:
• познакомить с интересными научными фактами как рождается снежинка, вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;
• ознакомить обучающихся с одним из способов конструирования из бумаги. воспитательные:
• воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении работы;
• воспитывать коммуникабельность, культуру труда.
развивающие:
• развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
• развивать интерес к декоративно прикладному творчеству;
• развивать у обучающихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы организации занятия:
• словесные (объяснение, беседа);
• наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);
• практическая, самостоятельная работа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, история, география.
Материальное обеспечение урока:
• раздаточный материал: бумага двух цветов;
• инструменты и приспособления для выполнения работы: ножницы, линейка, кисти, клей «ПВА»;
• образец объёмной снежинки;
• презентация «Зимнее чудо - СНЕЖИНКА». Оборудование:
Для учителя: Презентация к уроку, новогодняя музыка.
Для учащихся:
• бумага А 4 двух цветов.
• линейка, карандаш для разметки;
• ножницы;
• клей "ПВА" или клей-карандаш.
Ход занятия
1.Организационный момент
Учитель - Здравствуйте! Я рада видеть вас, сегодня в нашей мастерской «Фабрика мастеров». И сегодня мы с вами научимся изготавливать великолепное украшение из обычной бумаги.
Учитель - Какое время года у нас за окном? Дети читают стихи:
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга, Спят в снегу дома. А снежинки кружатся — Все им нипочем!
— В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своём
И в пол-уха слушает Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой А снежинки кружатся — Все им нипочем!
— В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Тоненькие ножки —
Мягкие сапожки,
Белый башмачок — Звонкий каблучок.
Берёза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Снег
Кот поёт, глаза прищуря; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться, — Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай»
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.
Учитель - Ребята, а вы любите зимой играть на улице? А в какие игры вы играете? Снег всегда притягивает нас: ведь он такой чистый, белый, сверкающий, блестящий. А из чего же состоит снег?
2. Тема урока: «Зимнее чудо – СНЕЖИНКА» 3. Объяснение материала Как рождается снежинка?
На большой высоте, при низкой температуре капельки воды, из которых состоят кучевые облака, замерзают, превращаются в ледяные кристаллы, и начинают свой долгий путь падения на землю. Пролетая сквозь облако, они соприкасаются с другими такими же капельками, которые также охлаждены, но еще не успели замерзнуть и превратиться в снежинки.
Путь к земле из облака, где начала образовываться снежинка неблизкий, порою до 12 километров, а сам путь снежинки из облака к земле может длиться больше часа. Соприкасаясь с льдинкой, другие охлажденные капли воды намерзают на ее края.
Постепенно захватывая все больше и больше микроскопических капель воды, ледяной кристалл растет и сильно увеличивается в размерах, разрыхляется, принимая известную всем нам кристаллическую, узорную форму. Так при падении на землю из маленького невзрачного кристаллика льда, по пути к земле, со временем образуется снежинка.
Правда это покажется невероятным, но каждая новая снежинка уникальна, и существует только в одном экземпляре. Откуда такие выводы? Ученые в течение длительного периода времени изучали под микроскопом снежинки и ни разу среди них не было замечено двух одинаковых по форме, размеру и рисунку.
Учитель - Сколько лучиков у снежинки?
Чаще всего у снежинок шесть лучиков, однако на каждом таком луче находится ещё множество маленьких ответвлений, создающие тот неповторимый, завораживающий узор, который ещё более восхитительно смотрится под микроскопом.
А сейчас, перед тем как приступим к работе, вы посмотрите все этапы выполнения объёмной снежинки!
Нам понадобиться 2 листа бумаги А4 ножницы, клей и сразу вспомним с вами технику безопасности при работе с кожницами и клеем.
1. Загните угол бумажного листа, чтобы получился квадрат, и вырежьте его. Другой лист согните пополам, чтобы получилось 2 прямоугольника, разрежьте и из каждой части вырежьте квадрат. Из оставшихся обрезков сделайте пару маленьких квадратиков.
2. Возьмите самый большой квадрат и сложите его в несколько раз, чтобы получился треугольник. Разрежьте фигуру, чтобы получилось 2 треугольника. Сделайте неполные продольные линии ножницами, должна получится бахрома. Проделайте так с остальными квадратами, у вас получится 5 ажурных заготовок.
3. В центр самой крупной детали капните клей, поместите на нее полу-снежинку размером поменьше, придавите пальцами. Переверните поделку на другую сторону, проделайте то же самое. Прикрепите оставшиеся самые маленькие детали с двух сторон на клей. Если у вас есть бусинки, стразы, приклейте их по центру. Распушите готовое изделие, а сверху вставьте нитку. Новогодняя поделка готова.
ФИЗ. МИНУТКА,
4. Практическая работа
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.
Библиографическое описание:
Завадская А.Д. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ «ЗИМНЕЕ ЧУДО – СНЕЖИНКА» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7.
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.
Цель занятия: Создание условий для развития навыков работы с бумагой, формирование умения работать в коллективе.
Задачи:
образовательные:
• познакомить с интересными научными фактами как рождается снежинка, вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;
• ознакомить обучающихся с одним из способов конструирования из бумаги. воспитательные:
• воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении работы;
• воспитывать коммуникабельность, культуру труда.
развивающие:
• развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;
• развивать интерес к декоративно прикладному творчеству;
• развивать у обучающихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная, групповая, фронтальная. Методы организации занятия:
• словесные (объяснение, беседа);
• наглядные (наблюдение, демонстрация, презентация);
• практическая, самостоятельная работа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Межпредметные связи: математика, изобразительное искусство, история, география.
Материальное обеспечение урока:
• раздаточный материал: бумага двух цветов;
• инструменты и приспособления для выполнения работы: ножницы, линейка, кисти, клей «ПВА»;
• образец объёмной снежинки;
• презентация «Зимнее чудо - СНЕЖИНКА». Оборудование:
Для учителя: Презентация к уроку, новогодняя музыка.
Для учащихся:
• бумага А 4 двух цветов.
• линейка, карандаш для разметки;
• ножницы;
• клей "ПВА" или клей-карандаш.
Ход занятия
1.Организационный момент
Учитель - Здравствуйте! Я рада видеть вас, сегодня в нашей мастерской «Фабрика мастеров». И сегодня мы с вами научимся изготавливать великолепное украшение из обычной бумаги.
Учитель - Какое время года у нас за окном? Дети читают стихи:
За окошком — вьюга,
За окошком — тьма,
Глядя друг на друга, Спят в снегу дома. А снежинки кружатся — Все им нипочем!
— В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом.
Медвежонок плюшевый
Спит в углу своём
И в пол-уха слушает Вьюгу за окном.
Старая, седая,
С ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой А снежинки кружатся — Все им нипочем!
— В легких платьях с кружевцем, С голеньким плечом. Тоненькие ножки —
Мягкие сапожки,
Белый башмачок — Звонкий каблучок.
Берёза
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром.
Снег
Кот поёт, глаза прищуря; Мальчик дремлет на ковре. На дворе играет буря, Ветер свищет на дворе.
«Полно тут тебе валяться, — Спрячь игрушки да вставай!
Подойди ко мне прощаться,
Да и спать себе ступай»
Мальчик встал, а кот глазами
Проводил и все поёт;
В окна снег валит клоками, Буря свищет у ворот.
Учитель - Ребята, а вы любите зимой играть на улице? А в какие игры вы играете? Снег всегда притягивает нас: ведь он такой чистый, белый, сверкающий, блестящий. А из чего же состоит снег?
2. Тема урока: «Зимнее чудо – СНЕЖИНКА» 3. Объяснение материала Как рождается снежинка?
На большой высоте, при низкой температуре капельки воды, из которых состоят кучевые облака, замерзают, превращаются в ледяные кристаллы, и начинают свой долгий путь падения на землю. Пролетая сквозь облако, они соприкасаются с другими такими же капельками, которые также охлаждены, но еще не успели замерзнуть и превратиться в снежинки.
Путь к земле из облака, где начала образовываться снежинка неблизкий, порою до 12 километров, а сам путь снежинки из облака к земле может длиться больше часа. Соприкасаясь с льдинкой, другие охлажденные капли воды намерзают на ее края.
Постепенно захватывая все больше и больше микроскопических капель воды, ледяной кристалл растет и сильно увеличивается в размерах, разрыхляется, принимая известную всем нам кристаллическую, узорную форму. Так при падении на землю из маленького невзрачного кристаллика льда, по пути к земле, со временем образуется снежинка.
Правда это покажется невероятным, но каждая новая снежинка уникальна, и существует только в одном экземпляре. Откуда такие выводы? Ученые в течение длительного периода времени изучали под микроскопом снежинки и ни разу среди них не было замечено двух одинаковых по форме, размеру и рисунку.
Учитель - Сколько лучиков у снежинки?
Чаще всего у снежинок шесть лучиков, однако на каждом таком луче находится ещё множество маленьких ответвлений, создающие тот неповторимый, завораживающий узор, который ещё более восхитительно смотрится под микроскопом.
А сейчас, перед тем как приступим к работе, вы посмотрите все этапы выполнения объёмной снежинки!
Нам понадобиться 2 листа бумаги А4 ножницы, клей и сразу вспомним с вами технику безопасности при работе с кожницами и клеем.
1. Загните угол бумажного листа, чтобы получился квадрат, и вырежьте его. Другой лист согните пополам, чтобы получилось 2 прямоугольника, разрежьте и из каждой части вырежьте квадрат. Из оставшихся обрезков сделайте пару маленьких квадратиков.
2. Возьмите самый большой квадрат и сложите его в несколько раз, чтобы получился треугольник. Разрежьте фигуру, чтобы получилось 2 треугольника. Сделайте неполные продольные линии ножницами, должна получится бахрома. Проделайте так с остальными квадратами, у вас получится 5 ажурных заготовок.
3. В центр самой крупной детали капните клей, поместите на нее полу-снежинку размером поменьше, придавите пальцами. Переверните поделку на другую сторону, проделайте то же самое. Прикрепите оставшиеся самые маленькие детали с двух сторон на клей. Если у вас есть бусинки, стразы, приклейте их по центру. Распушите готовое изделие, а сверху вставьте нитку. Новогодняя поделка готова.
ФИЗ. МИНУТКА,
4. Практическая работа
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание.