Публикации (статьи, материалы)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Ковтунова Виктория Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 45 Московского района Санкт-Петербурга

Библиографическое описание:
Ковтунова В.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ // Научнометодический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Тема: «Путешествие на Заячий остров»

Образовательная область (ОО): «Познавательное развитие»

Интеграции образовательных областей (ОО): «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга, развивать интерес к родному городу и его культурному наследию.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга и значением Заячьего острова.

2. Расширять представления детей о культурных и исторических объектах города (Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Дворцовый мост).

3. Обучать детей навыкам работы с разрезными картинками, развивать мелкую моторику и логическое мышление.

4. Способствовать формированию элементарных географических представлений (о реке, мосте, острове).

Развивающие:

1.Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру.

2.Стимулировать развитие речи, обогащать словарный запас.

3.Развивать внимание, память и воображение через игровые ситуации.

4.Совершенствовать навыки коллективной деятельности и взаимопомощи.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, его культуре и истории.

2. Формировать чувство ответственности и готовности помогать другим.

3. Развивать навыки общения и сотрудничества в группе.

4. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам и оборудованию.

Предварительная работа: беседы с детьми о Санкт-Петербурге, его основателе и основных достопримечательностях, рассматривание иллюстраций с видами города, особенно Петропавловской крепости. Чтение сказок и рассказов о животных, в частности о зайцах. Изготовление макета Петропавловской крепости или её элементов, экскурсия.

Материалы и оборудование:

• Игрушка-зайчик.

• Макет Петропавловской крепости.

• Разрезные картинки с изображениями Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Дворцового моста.

• Карточки с частями моста для строительства.

• Голубая ткань для имитации реки Невы.

• Картон и другие материалы для построения моста.

• Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.

• Музыкальное сопровождение для физминутки.

Ход НОД:

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их и друг друга. (Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ладошки»).

1.2. Мотивационный момент.

После этого неожиданно появляется зайчик (игрушка).

Зайчик: Ой-ой, помогите! Я потерялся... Когда играл в прятки, я сбежал далеко от дома и теперь не знаю, где я.

Воспитатель: «Не переживай, зайчик. Мы с ребятами тебя поможем найти твой дом. Но скажи, откуда ты родом?

Зайчик: Я с острова...

Воспитатель: Острова? Интересно! Ребята, а мы как раз живем в таком городе, который стоит на островах. Как называется наш город? Дети: Санкт-Петербург.

Воспитатель: Правильно, Санкт-Петербург был основан Петром Великим. (показать портрет основателя)

Воспитатель: В нашем городе очень много островов. Может, зайчик с одного из них? Какой самый известный остров в нашем городе?» Дети: Заячий!

Воспитатель: Именно! Может, зайчик с Заячьего острова?

2. Основная часть.

Воспитатель: Тогда давайте отправимся на Заячий остров! (Дети проходят к реке)

Воспитатель: Ой, ребята, что это?

Дети: Река

Воспитатель: Да, верно, между нами и островом река. Как она называется?

Дети: Нева!

Воспитатель: Правильно, Нева. Но как же нам её пересечь? (Дети предлагают разные варианты).

Воспитатель: Но ведь лодки у нас нет. Что ещё помогает людям переходить реки?

Дети: Мост!

Воспитатель: Верно! Давайте построим мост. У меня есть специальные карточки, которые помогут нам. Каждый возьмет одну карточку и присоединит её к другой. Начинайте!

Строительство моста.

Зайчик: Ура! Мост готов! Теперь я смогу вернуться домой! (Переход через реку:

Воспитатель и дети имитируют переход через реку, используя импровизированный мост)

Физминутка «Мост нагнулся над рекой»

Мост нагнулся над рекой (дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола).

Над водою ровной (разводят руки, согнутые в локтях, от груди в разные стороны, показывая ровную воду, маршируют на месте).

Ах, красивый я какой,

Ах, какой огромный! (разводят руки над головой, показывая большой мост).

Воспитатель: Вот мы и на острове! Но как узнать, что это именно тот остров, который мы искали?

Зайчик: Может, здесь есть какие-нибудь подсказки?

Воспитатель: Давай посмотрим вокруг. Что вы видите, ребята? Посмотрите, здесь лежат странные кусочки бумаги. Давайте попробуем их собрать. Сборка разрезных картинок.

Воспитатель: Молодцы! Вы собрали картинки Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Дворцового моста. Это самые известные места нашего города.

Работа с макетом Петропавловской крепости:

Воспитатель: А теперь посмотрите на стол. Что вы видите? Дети: Ворота!

Воспитатель: Верно, это ворота Петропавловской крепости. А за ними и сама крепость.

Зайчик: Да, это точно моя крепость! Спасибо, что привели меня домой!

Воспитатель: Не за что, зайчик. А расскажи нам, пожалуйста, что интересного ты можешь поведать о своей крепости?

Зайчик: Ну, например, на моей крепости есть высокий шпиль с золотым ангелом. А каждый день ровно в полдень здесь стреляет пушка!

Воспитатель: Это правда. Петропавловская крепость была первой постройкой в нашем городе. Именно с неё началась история Санкт-Петербурга.

Зайчик: А ещё здесь много интересных мест! Можно гулять часами и всё равно не увидеть всего. (Воспитатель дополняет рассказ, подчеркивая важность Петропавловской крепости для истории города)

3. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали?

Дети: Помогали зайчику найти дорогу домой!

Воспитатель: Верно. И куда мы отправились?

Дети: На Заячий остров!

Воспитатель: И что интересного мы узнали о Петропавловской крепости? (Дети делятся своими впечатлениями)

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь давайте попрощаемся с нашим гостем.

Зайчик: Спасибо вам, ребята! Вы настоящие друзья. До новых встреч!

Дети: До свидания, зайчик!

Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться на свои места. (Проводится игра «золотые ворота»)
Дошкольное образование