Ковтунова Виктория Александровна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 45 Московского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Ковтунова В.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ // Научнометодический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Библиографическое описание:
Ковтунова В.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ // Научнометодический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Тема: «Путешествие на Заячий остров»
Образовательная область (ОО): «Познавательное развитие»
Интеграции образовательных областей (ОО): «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга, развивать интерес к родному городу и его культурному наследию.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга и значением Заячьего острова.
2. Расширять представления детей о культурных и исторических объектах города (Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Дворцовый мост).
3. Обучать детей навыкам работы с разрезными картинками, развивать мелкую моторику и логическое мышление.
4. Способствовать формированию элементарных географических представлений (о реке, мосте, острове).
Развивающие:
1.Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру.
2.Стимулировать развитие речи, обогащать словарный запас.
3.Развивать внимание, память и воображение через игровые ситуации.
4.Совершенствовать навыки коллективной деятельности и взаимопомощи.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, его культуре и истории.
2. Формировать чувство ответственности и готовности помогать другим.
3. Развивать навыки общения и сотрудничества в группе.
4. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам и оборудованию.
Предварительная работа: беседы с детьми о Санкт-Петербурге, его основателе и основных достопримечательностях, рассматривание иллюстраций с видами города, особенно Петропавловской крепости. Чтение сказок и рассказов о животных, в частности о зайцах. Изготовление макета Петропавловской крепости или её элементов, экскурсия.
Материалы и оборудование:
• Игрушка-зайчик.
• Макет Петропавловской крепости.
• Разрезные картинки с изображениями Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Дворцового моста.
• Карточки с частями моста для строительства.
• Голубая ткань для имитации реки Невы.
• Картон и другие материалы для построения моста.
• Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.
• Музыкальное сопровождение для физминутки.
Ход НОД:
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их и друг друга. (Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ладошки»).
1.2. Мотивационный момент.
После этого неожиданно появляется зайчик (игрушка).
Зайчик: Ой-ой, помогите! Я потерялся... Когда играл в прятки, я сбежал далеко от дома и теперь не знаю, где я.
Воспитатель: «Не переживай, зайчик. Мы с ребятами тебя поможем найти твой дом. Но скажи, откуда ты родом?
Зайчик: Я с острова...
Воспитатель: Острова? Интересно! Ребята, а мы как раз живем в таком городе, который стоит на островах. Как называется наш город? Дети: Санкт-Петербург.
Воспитатель: Правильно, Санкт-Петербург был основан Петром Великим. (показать портрет основателя)
Воспитатель: В нашем городе очень много островов. Может, зайчик с одного из них? Какой самый известный остров в нашем городе?» Дети: Заячий!
Воспитатель: Именно! Может, зайчик с Заячьего острова?
2. Основная часть.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся на Заячий остров! (Дети проходят к реке)
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Дети: Река
Воспитатель: Да, верно, между нами и островом река. Как она называется?
Дети: Нева!
Воспитатель: Правильно, Нева. Но как же нам её пересечь? (Дети предлагают разные варианты).
Воспитатель: Но ведь лодки у нас нет. Что ещё помогает людям переходить реки?
Дети: Мост!
Воспитатель: Верно! Давайте построим мост. У меня есть специальные карточки, которые помогут нам. Каждый возьмет одну карточку и присоединит её к другой. Начинайте!
Строительство моста.
Зайчик: Ура! Мост готов! Теперь я смогу вернуться домой! (Переход через реку:
Воспитатель и дети имитируют переход через реку, используя импровизированный мост)
Физминутка «Мост нагнулся над рекой»
Мост нагнулся над рекой (дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола).
Над водою ровной (разводят руки, согнутые в локтях, от груди в разные стороны, показывая ровную воду, маршируют на месте).
Ах, красивый я какой,
Ах, какой огромный! (разводят руки над головой, показывая большой мост).
Воспитатель: Вот мы и на острове! Но как узнать, что это именно тот остров, который мы искали?
Зайчик: Может, здесь есть какие-нибудь подсказки?
Воспитатель: Давай посмотрим вокруг. Что вы видите, ребята? Посмотрите, здесь лежат странные кусочки бумаги. Давайте попробуем их собрать. Сборка разрезных картинок.
Воспитатель: Молодцы! Вы собрали картинки Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Дворцового моста. Это самые известные места нашего города.
Работа с макетом Петропавловской крепости:
Воспитатель: А теперь посмотрите на стол. Что вы видите? Дети: Ворота!
Воспитатель: Верно, это ворота Петропавловской крепости. А за ними и сама крепость.
Зайчик: Да, это точно моя крепость! Спасибо, что привели меня домой!
Воспитатель: Не за что, зайчик. А расскажи нам, пожалуйста, что интересного ты можешь поведать о своей крепости?
Зайчик: Ну, например, на моей крепости есть высокий шпиль с золотым ангелом. А каждый день ровно в полдень здесь стреляет пушка!
Воспитатель: Это правда. Петропавловская крепость была первой постройкой в нашем городе. Именно с неё началась история Санкт-Петербурга.
Зайчик: А ещё здесь много интересных мест! Можно гулять часами и всё равно не увидеть всего. (Воспитатель дополняет рассказ, подчеркивая важность Петропавловской крепости для истории города)
3. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
Дети: Помогали зайчику найти дорогу домой!
Воспитатель: Верно. И куда мы отправились?
Дети: На Заячий остров!
Воспитатель: И что интересного мы узнали о Петропавловской крепости? (Дети делятся своими впечатлениями)
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь давайте попрощаемся с нашим гостем.
Зайчик: Спасибо вам, ребята! Вы настоящие друзья. До новых встреч!
Дети: До свидания, зайчик!
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться на свои места. (Проводится игра «золотые ворота»)
Образовательная область (ОО): «Познавательное развитие»
Интеграции образовательных областей (ОО): «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга, развивать интерес к родному городу и его культурному наследию.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей основания Санкт-Петербурга и значением Заячьего острова.
2. Расширять представления детей о культурных и исторических объектах города (Петропавловская крепость, Дворцовая площадь, Дворцовый мост).
3. Обучать детей навыкам работы с разрезными картинками, развивать мелкую моторику и логическое мышление.
4. Способствовать формированию элементарных географических представлений (о реке, мосте, острове).
Развивающие:
1.Развивать познавательную активность и интерес к окружающему миру.
2.Стимулировать развитие речи, обогащать словарный запас.
3.Развивать внимание, память и воображение через игровые ситуации.
4.Совершенствовать навыки коллективной деятельности и взаимопомощи.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь и уважение к своему городу, его культуре и истории.
2. Формировать чувство ответственности и готовности помогать другим.
3. Развивать навыки общения и сотрудничества в группе.
4. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к материалам и оборудованию.
Предварительная работа: беседы с детьми о Санкт-Петербурге, его основателе и основных достопримечательностях, рассматривание иллюстраций с видами города, особенно Петропавловской крепости. Чтение сказок и рассказов о животных, в частности о зайцах. Изготовление макета Петропавловской крепости или её элементов, экскурсия.
Материалы и оборудование:
• Игрушка-зайчик.
• Макет Петропавловской крепости.
• Разрезные картинки с изображениями Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Дворцового моста.
• Карточки с частями моста для строительства.
• Голубая ткань для имитации реки Невы.
• Картон и другие материалы для построения моста.
• Иллюстрации с видами Санкт-Петербурга.
• Музыкальное сопровождение для физминутки.
Ход НОД:
1. Вводная часть
1.1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята сегодня к нам пришли гости давайте поприветствуем их и друг друга. (Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ладошки»).
1.2. Мотивационный момент.
После этого неожиданно появляется зайчик (игрушка).
Зайчик: Ой-ой, помогите! Я потерялся... Когда играл в прятки, я сбежал далеко от дома и теперь не знаю, где я.
Воспитатель: «Не переживай, зайчик. Мы с ребятами тебя поможем найти твой дом. Но скажи, откуда ты родом?
Зайчик: Я с острова...
Воспитатель: Острова? Интересно! Ребята, а мы как раз живем в таком городе, который стоит на островах. Как называется наш город? Дети: Санкт-Петербург.
Воспитатель: Правильно, Санкт-Петербург был основан Петром Великим. (показать портрет основателя)
Воспитатель: В нашем городе очень много островов. Может, зайчик с одного из них? Какой самый известный остров в нашем городе?» Дети: Заячий!
Воспитатель: Именно! Может, зайчик с Заячьего острова?
2. Основная часть.
Воспитатель: Тогда давайте отправимся на Заячий остров! (Дети проходят к реке)
Воспитатель: Ой, ребята, что это?
Дети: Река
Воспитатель: Да, верно, между нами и островом река. Как она называется?
Дети: Нева!
Воспитатель: Правильно, Нева. Но как же нам её пересечь? (Дети предлагают разные варианты).
Воспитатель: Но ведь лодки у нас нет. Что ещё помогает людям переходить реки?
Дети: Мост!
Воспитатель: Верно! Давайте построим мост. У меня есть специальные карточки, которые помогут нам. Каждый возьмет одну карточку и присоединит её к другой. Начинайте!
Строительство моста.
Зайчик: Ура! Мост готов! Теперь я смогу вернуться домой! (Переход через реку:
Воспитатель и дети имитируют переход через реку, используя импровизированный мост)
Физминутка «Мост нагнулся над рекой»
Мост нагнулся над рекой (дети нагибаются, доставая кончиками пальцев до пола).
Над водою ровной (разводят руки, согнутые в локтях, от груди в разные стороны, показывая ровную воду, маршируют на месте).
Ах, красивый я какой,
Ах, какой огромный! (разводят руки над головой, показывая большой мост).
Воспитатель: Вот мы и на острове! Но как узнать, что это именно тот остров, который мы искали?
Зайчик: Может, здесь есть какие-нибудь подсказки?
Воспитатель: Давай посмотрим вокруг. Что вы видите, ребята? Посмотрите, здесь лежат странные кусочки бумаги. Давайте попробуем их собрать. Сборка разрезных картинок.
Воспитатель: Молодцы! Вы собрали картинки Петропавловской крепости, Дворцовой площади и Дворцового моста. Это самые известные места нашего города.
Работа с макетом Петропавловской крепости:
Воспитатель: А теперь посмотрите на стол. Что вы видите? Дети: Ворота!
Воспитатель: Верно, это ворота Петропавловской крепости. А за ними и сама крепость.
Зайчик: Да, это точно моя крепость! Спасибо, что привели меня домой!
Воспитатель: Не за что, зайчик. А расскажи нам, пожалуйста, что интересного ты можешь поведать о своей крепости?
Зайчик: Ну, например, на моей крепости есть высокий шпиль с золотым ангелом. А каждый день ровно в полдень здесь стреляет пушка!
Воспитатель: Это правда. Петропавловская крепость была первой постройкой в нашем городе. Именно с неё началась история Санкт-Петербурга.
Зайчик: А ещё здесь много интересных мест! Можно гулять часами и всё равно не увидеть всего. (Воспитатель дополняет рассказ, подчеркивая важность Петропавловской крепости для истории города)
3. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
Дети: Помогали зайчику найти дорогу домой!
Воспитатель: Верно. И куда мы отправились?
Дети: На Заячий остров!
Воспитатель: И что интересного мы узнали о Петропавловской крепости? (Дети делятся своими впечатлениями)
Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. А теперь давайте попрощаемся с нашим гостем.
Зайчик: Спасибо вам, ребята! Вы настоящие друзья. До новых встреч!
Дети: До свидания, зайчик!
Воспитатель: Ну а нам пора возвращаться на свои места. (Проводится игра «золотые ворота»)