Стасевич Александра Валерьевна, учитель математики
ГБОУ гимназия № 433 Курортного района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Стасевич А.В. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА ПОКОЛЕНИЯ Z // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
ГБОУ гимназия № 433 Курортного района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Стасевич А.В. СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РЕБЕНКА ПОКОЛЕНИЯ Z // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Поколение Z (зумеры, центениалы) — дети и молодежь, родившиеся с 1995 по 2012 год. Они выросли в мире технологий, и технологии стали частью их жизни, а не развлечением. Таким детям скучно в традиционной школе с ее устаревшими подходами и методами. Принципы воспитания современных детей должны быть совершенно другими.
Современный урок для поколения Z требует адаптации к цифровому мышлению и новым формам восприятия информации. Вот ключевые принципы и методы:
Особенности поколения Z:
- Клиповое мышление и многозадачность: предпочитают короткие, яркие информационные блоки вместо длинных текстов, легко переключаются с одной задачи на другую.
Зумеры могут делать несколько дел одновременно: слушать учителя и вести активную переписку в мессенджере, смотреть видео и делать уроки. Знания они тоже получают сразу из нескольких источников и не любят готовых решений.
Информацию эти дети воспринимают через яркие образы: ленту новостей в социальных сетях, небольшие статьи, короткие видео — это так называемое клиповое мышление.
Что делать на уроке? Разнообразить виды деятельности
1. Откажитесь от длинных повествований и однообразных заданий. Всю информацию делите на кусочки, выжимайте лишнее и структурируйте. Не давайте ученикам скучать и быстро переключайтесь между задачами — зумеры способны делать это без проблем.
2. Используйте метод «перевернутого» обучения. Дайте ученикам задание на дом изучить определенную тему, используя учебник, информацию в интернете, опросы и т. д. В классе они будут выполняют задания, обсуждать проблемы и применять полученные знания на практике.
Зумеры постоянно делятся информацией друг с другом в социальных сетях и мессенджерах. Даже находясь рядом, они обмениваются сообщениями на смартфоне или играют в сетевые игры.
Что делать на уроке? Использовать интерактивные методы
Выведите детей из поля виртуального общения в реальность. Используйте интерактивные методы, заставляющие их взаимодействовать друг с другом в классе и дома. Устраивайте мозговые штурмы, диспуты, объединяйте учеников в группы для работы над проектами. Учите их конструктивно спорить и отстаивать свою точку зрения.
- Визуальное восприятие: лучше усваивают информацию через инфографику, видео, интерактивные элементы.
Поколение Z привыкло общаться визуальными образами: видео, картинки, эмоджи. Быть визуалом сегодня значит не только потреблять информацию, но и создавать ее.
Что делать на уроке? Заменить текст картинками
Применяйте разнообразные визуальные элементы. Замените текст инфографикой, для изучения грамматических правил используйте мемы, а для теорем — гифки. Разрабатывайте презентации, схемы, графики и диаграммы.
Например, визуальные карты структурируют информацию, а карты идей помогут в проведении мозгового штурма. Поскольку зумеры не признают готовых решений, вовлекайте их в процесс создания визуальных образов — дайте выход их креативной энергии.
- Цифровая грамотность: с раннего возраста используют гаджеты, ожидают технологической интеграции в обучение.
Зумеры с самого раннего детства окружены технологиями. Они освоили компьютеры и смартфоны раньше, чем начали разговаривать. Дети используют их целенаправленно. Они умеют быстро находить нужную информацию и отфильтровывать неинтересную. В этом их уникальность и в этом они часто превосходят старших. Чтобы успешно воспитывать поколение Z, педагогу в определенном смысле следует подняться до их уровня.
Что делать на уроке? Задействовать компьютеры и гаджеты
Использование технологий для учителя — это вызов. Нет смысла в том, чтобы просто дать детям пройти тест в интернете или включить видеоролик. Следует хорошо продумывать цели использования гаджетов и стимулировать развитие критического мышления.
Внедряйте в свою практику видеоконференции (например, с учениками из других школ, городов или даже стран), компьютерные приложения и игры, онлайн-видео и подкасты, тем самым вовлекая каждого ученика в процесс усвоения знаний. Компьютерные технологии позволяют отслеживать прогресс и оценивать знания в реальном времени, быстро давать ученикам обратную связь — именно этого ждут дети поколения Z.
Технологии доступны детям и дома, и потому ваше взаимодействие может не ограничиваться школой. Общайтесь с учениками в мессенджерах, создавайте группы и чаты для работы над проектами, используйте электронные рассылки и виртуальные выставки.
Структура урока:
1. Четкое планирование.
Разбейте материал на короткие блоки с обязательными перерывами или сменой деятельности.
Озвучьте цели урока и этапы их достижения.
2. Интерактивные элементы.
Включите в урок мини-игры, квесты, мозговые штурмы для решения задач.
Используйте онлайн-платформы.
3. Визуализация материала.
Замените текстовые абзацы схемами, мемами, короткими видео.
Добавьте инфографику для объяснения материала.
Методические приемы:
1. Обратная связь: после каждого этапа давайте краткий фидбэк («Правильно», «Нужно доработать»)
2. Гибкость: предлагайте на выбор форматы заданий (презентация, подкаст, комикс)
3. Социальная значимость: связывайте темы с экологией, равенством, актуальными трендами («Как математика помогает бороться с мусором?»)
Роль учителя:
1. Наставник: направляйте самостоятельный поиск информации вместо готовых ответов
2. Эмоциональный лидер: поддерживайте с помощью похвалы, вовлекайте в обсуждение личного опыта («А как бы ты поступил?»)
3. Технический проводник: обучайте критической работе с информацией (проверке источников, анализу фейков)
Современный урок в условиях реализации ФГОС представляет собой динамичную образовательную модель, ориентированную на формирование активной позиции ученика.
Современный урок для поколения Z требует адаптации к цифровому мышлению и новым формам восприятия информации. Вот ключевые принципы и методы:
Особенности поколения Z:
- Клиповое мышление и многозадачность: предпочитают короткие, яркие информационные блоки вместо длинных текстов, легко переключаются с одной задачи на другую.
Зумеры могут делать несколько дел одновременно: слушать учителя и вести активную переписку в мессенджере, смотреть видео и делать уроки. Знания они тоже получают сразу из нескольких источников и не любят готовых решений.
Информацию эти дети воспринимают через яркие образы: ленту новостей в социальных сетях, небольшие статьи, короткие видео — это так называемое клиповое мышление.
Что делать на уроке? Разнообразить виды деятельности
1. Откажитесь от длинных повествований и однообразных заданий. Всю информацию делите на кусочки, выжимайте лишнее и структурируйте. Не давайте ученикам скучать и быстро переключайтесь между задачами — зумеры способны делать это без проблем.
2. Используйте метод «перевернутого» обучения. Дайте ученикам задание на дом изучить определенную тему, используя учебник, информацию в интернете, опросы и т. д. В классе они будут выполняют задания, обсуждать проблемы и применять полученные знания на практике.
Зумеры постоянно делятся информацией друг с другом в социальных сетях и мессенджерах. Даже находясь рядом, они обмениваются сообщениями на смартфоне или играют в сетевые игры.
Что делать на уроке? Использовать интерактивные методы
Выведите детей из поля виртуального общения в реальность. Используйте интерактивные методы, заставляющие их взаимодействовать друг с другом в классе и дома. Устраивайте мозговые штурмы, диспуты, объединяйте учеников в группы для работы над проектами. Учите их конструктивно спорить и отстаивать свою точку зрения.
- Визуальное восприятие: лучше усваивают информацию через инфографику, видео, интерактивные элементы.
Поколение Z привыкло общаться визуальными образами: видео, картинки, эмоджи. Быть визуалом сегодня значит не только потреблять информацию, но и создавать ее.
Что делать на уроке? Заменить текст картинками
Применяйте разнообразные визуальные элементы. Замените текст инфографикой, для изучения грамматических правил используйте мемы, а для теорем — гифки. Разрабатывайте презентации, схемы, графики и диаграммы.
Например, визуальные карты структурируют информацию, а карты идей помогут в проведении мозгового штурма. Поскольку зумеры не признают готовых решений, вовлекайте их в процесс создания визуальных образов — дайте выход их креативной энергии.
- Цифровая грамотность: с раннего возраста используют гаджеты, ожидают технологической интеграции в обучение.
Зумеры с самого раннего детства окружены технологиями. Они освоили компьютеры и смартфоны раньше, чем начали разговаривать. Дети используют их целенаправленно. Они умеют быстро находить нужную информацию и отфильтровывать неинтересную. В этом их уникальность и в этом они часто превосходят старших. Чтобы успешно воспитывать поколение Z, педагогу в определенном смысле следует подняться до их уровня.
Что делать на уроке? Задействовать компьютеры и гаджеты
Использование технологий для учителя — это вызов. Нет смысла в том, чтобы просто дать детям пройти тест в интернете или включить видеоролик. Следует хорошо продумывать цели использования гаджетов и стимулировать развитие критического мышления.
Внедряйте в свою практику видеоконференции (например, с учениками из других школ, городов или даже стран), компьютерные приложения и игры, онлайн-видео и подкасты, тем самым вовлекая каждого ученика в процесс усвоения знаний. Компьютерные технологии позволяют отслеживать прогресс и оценивать знания в реальном времени, быстро давать ученикам обратную связь — именно этого ждут дети поколения Z.
Технологии доступны детям и дома, и потому ваше взаимодействие может не ограничиваться школой. Общайтесь с учениками в мессенджерах, создавайте группы и чаты для работы над проектами, используйте электронные рассылки и виртуальные выставки.
Структура урока:
1. Четкое планирование.
Разбейте материал на короткие блоки с обязательными перерывами или сменой деятельности.
Озвучьте цели урока и этапы их достижения.
2. Интерактивные элементы.
Включите в урок мини-игры, квесты, мозговые штурмы для решения задач.
Используйте онлайн-платформы.
3. Визуализация материала.
Замените текстовые абзацы схемами, мемами, короткими видео.
Добавьте инфографику для объяснения материала.
Методические приемы:
1. Обратная связь: после каждого этапа давайте краткий фидбэк («Правильно», «Нужно доработать»)
2. Гибкость: предлагайте на выбор форматы заданий (презентация, подкаст, комикс)
3. Социальная значимость: связывайте темы с экологией, равенством, актуальными трендами («Как математика помогает бороться с мусором?»)
Роль учителя:
1. Наставник: направляйте самостоятельный поиск информации вместо готовых ответов
2. Эмоциональный лидер: поддерживайте с помощью похвалы, вовлекайте в обсуждение личного опыта («А как бы ты поступил?»)
3. Технический проводник: обучайте критической работе с информацией (проверке источников, анализу фейков)
Современный урок в условиях реализации ФГОС представляет собой динамичную образовательную модель, ориентированную на формирование активной позиции ученика.