МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Морозова Екатерина Павловна, учитель начальных классов МОУ Гимназия № 16, город Волгоград
Библиографическое описание: Морозова Е.П. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 8. Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/8-2.pdf.
В современной педагогической теории и практике особое внимание уделяется разработке методов, способствующих повышению качества усвоения учебного материала об окружающем мире у младших школьников. Основная цель заключается в формировании способностей к эстетическому восприятию мира и умению оценивать красоту природы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (2021 г.) особое внимание уделяется развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств у учащихся. ФГОС НОО в пункте 41.1.3. раскрывает личностные результаты эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности
Проблеме реализации эстетического воспитания младших школьников посвящены исследования многих известных отечественных педагогов и психологов: Л.С. Выготского, О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Б.Т. Лихачева, Ю.С. Любимовой, Л.П. Печко, М.Г. Семенищевой, К.Д. Ушинского, П.М. Якобсона и других.
Приобретенные в детстве эмоционально-эстетические представления и умения впоследствии становятся одними из главных потребностей человека. Ему хочется узнавать и открывать для себя все больше новых источников эстетической образцов. Однако в образовательной практике уделяется недостаточно внимания воспитанию эстетической культуры детей младшего школьного возраста. Поэтому вопрос реализации эстетического воспитания младших школьников стоит очень остро, и особая роль возлагается на учебный предмет «Окружающий мир».
В словаре по педагогике Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова указано, что «эстетическое воспитание – это выработка совершенствования в человеке способностей воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты»
О.П. Котикова и В.Г. Кухаронак отмечают, что «приоритетным сущностным аспектом эстетического воспитания младшего школьника является развитие его творческого потенциала»
А.А. Лёвина разделила алгоритм реализации эстетического воспитания младших школьников на несколько этапов. На первом этапе определяются эстетические потребности ребенка, первичное ознакомление осуществляется через устойчивую мотивацию к познанию мира прекрасного. На втором этапе происходит развитие эстетического восприятия. У детей возникают эстетические эмоции, чувства, переживания, формируются первые самостоятельные оценочные суждения. На третьем этапе развиваются эстетические представления, понятии, взгляды, оценки, суждения и вкусы. У ребенка происходит расширение первоначальных знаний и представлений о мире красоты. На четвертом этапе развиваются творческие эстетические способности. Здесь ребенок уже способен использовать приобретенные знания и навыки в жизни, преобразовывать мир вокруг себя.
В содержании процесса эстетического воспитания младшего школьника Ю.С. Любимовой выделены следующие компоненты:
-когнитивный (познавательный), охватывает определенный эстетический кругозор младшего школьника, включающий системы знаний, понятий, потребностей, суждений, предпочтений (обусловленный эстетическим идеалом и вкусом);
-эмоционально-побудительный, включает в себя: эстетические представления; эстетическое восприятие, т.е. эмпатию; эмоциональную выразительность искусства; эмоциональность ребенка;
-деятельностный, это умения и навыки эстетической деятельности, творческая активность.
В процессе эстетического развития детей происходит постепенное освоение эстетической культуры общества, формирование эстетического восприятия, а также развитие представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей и чувств.
Ребёнок, способный воспринимать мир и давать оценку трагическому, безобразному или же прекрасному в жизни, в искусстве, способен жить и творить на благо и во имя красоты.
На уроках «Окружающего мира» педагогами применяется комплекс различных форм, методов и средств, позволяющих сделать процесс реализации эстетического воспитания наиболее эффективным. Это совместные наблюдения за природой, экскурсии в галереи и парки, рассматривание объектов и образцов художественного творчества, включение в уроки различных произведений искусства (литературы, музыки, живописи) и т.д.
Одним из актуальных методов групповой работы выступает проект. В процессе его выполнения у детей развиваются творческие способности, они учатся применять теорию на практике, самостоятельно узнавать что-то новое, придумывать интересные способы представления информации. Проектные задания могут быть различными: организовать выставку художественных произведений, посвященных красоте животного или растительного мира, сделать презентацию и сообщение о глиняной посуде и игрушках и т.д.
Природоведческая экскурсия играет важную роль в эстетическом воспитании младших школьников. В её структуру входят вводная беседа, коллективные наблюдения, самостоятельные наблюдения и сбор природного материала. В заключительной части учитель подводит итоги занятия и направляет деятельность детей на восприятие целостной картины природы.
Основной частью экскурсии является коллективное наблюдение. Именно здесь происходит решение основных целей и задач эстетического воспитания детей. Во время наблюдений младшие школьники учатся эстетически воспринимать и оценивать природные объекты. Учитель обращает внимание детей на их внешний вид, помогает детям рассматривать, сравнивать, подмечать разнообразие красок, звуков и запахов в природе, устанавливать связь между явлениями природы.
Применение детской художественной литературы, поэзии и загадок являются эффективными дополнительными средствами эстетического воспитания, применяющимися во время наблюдений.
В завершении основной части экскурсии необходимо позволить детям самостоятельно провести индивидуальные или групповые наблюдения, чтобы они могли удовлетворить свою любознательность, применить свои знания и умения на практике, реализовать творческие способности. Можно попросить учащихся провести сбор природоведческого материала, но давая такое задание, нужно строго обговорить правила, ограничить его количество, чтобы дети были сосредоточены только на определенных объектах и их эстетических признаках.
У младших школьников на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления. Затем они отражаются в различных видах эстетической деятельности (рисование, сочинение стихов и сказок, изготовление поделок из природного материала и т. д.).
Искусство занимает важное место среди средств эстетического воспитания на уроках «Окружающего мира». Оно универсально, концентрирует интерпретацию всех эстетических аспектов действительности, природы, труда, игры, отношений людей и самого человека.
Как показывает практика, учителя активно интегрируют в учебный материал репродукции картин художников, музыкальные и литературные произведения, учат детей их подбирать и использовать в своей научно- исследовательской и проектной деятельности. Все это особенно обращает на себя внимание школьников, вызывает у них эмоции, чувства, благоприятно влияет на их эстетическое восприятие, воображение, стимулирует активную творческую деятельность.
Для разнообразия и обогащения учебного процесса привлекаются и произведения художественной литературы, способствующие изучению окружающего мира. Она повышает эмоциональность восприятия за счет своей образной, яркой речи, содействуют эстетическому восприятию. Научные тексты помогают наблюдать за явлениями природы, сопоставлять их, подмечать закономерности.
Общение с искусством помогает младшим школьникам развить эстетический вкус, сравнить ценности разных эпох и культур.
Звуковые средства обучения (аудиозаписи звуков природы: шум волны, шелест листьев на деревьях, голоса птиц и зверей и т.д.) помогают детям лучше прочувствовать атмосферу, представить себя в другой реальности.
Следующее средство, которое играет важную роль в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста – труд. Простейшие умения наводить и поддерживать порядок и чистоту позволяют детям развивать эстетическое восприятие, постигать соразмерность, последовательность, красоту окружающей их среды. Наблюдая за трудовой деятельностью людей, учащиеся знакомятся с профессиями, инструментами, способами природопользования. У них развивается интерес к производственной деятельности людей, формируются новые представления о важности и ценности их работы.
При выборе форм и методов педагогу необходимо опираться на их специфику, особенности применения, потенциальные возможности в реализации эстетического воспитания, учитывать характер задач и целей, для решения которых избираются данные средства, принимать во внимание возрастные и индивидуальные особенности учащихся начальных классов.
С целью исследования исходного уровня сформированности эстетической воспитанности детей и дальнейшей разработки методики эстетического воспитания младших школьников в процессе изучения предмета «Окружающий мир» мной была проведена и организована опытно-экспериментальная работа. В диагностике участвовали 24 ученика, обучающихся во 2 классе.
Для выявления уровня сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности у учеников начальных классов использовалась анкета для младших школьников (по М.Г. Семенищевой).
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили, что у 20 учеников наблюдается достаточный уровень когнитивного компонента эстетической воспитанности. Он характеризуется тем, что школьники не всегда проявляют интерес к получению новых эстетических знаний и их применению на практике. У них еще недостаточно опыта и умений для того, чтобы давать адекватную оценку художественным произведениям.
У 4 человек средний уровень сформированности когнитивного компонента, что проявляется в интересе к различным видам искусства в большей степени в развлекательных целях. Дети пока не всегда выражают свои эстетические предпочтения от произведений искусства, если их специально не попросить об этом.
Для выявления уровня сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности у младшего школьника использовались: художественно-экспрессивный тест (по Т.А. Барышевой) и методика «Незаконченное предложение» (по М.Г. Семенищевой). По результатам диагностики у 6 учеников эмоциональные представления находятся на высоком уровне. Обучающиеся прониклись в художественное содержание картин, уловили эмоции, настроение, которые хотел передать художник, смогли развернуто ответить на заданные вопросы, выразить свои мысли по поводу увиденного. Средний уровень сформированности эстетических представлений наблюдается у 10 школьников. Он характеризуется тем, что дети могут определить настроение картины, но их суждения, ответы недостаточно развернутые. У 8 детей наблюдается низкий уровень сформированности эстетических представлений. Они теряются в определении своих эмоций, чувств, выражают мысли обобщенно. Эмоциональные представления детей недостаточно сформированы, а эстетические представления учащихся в большей степени связаны с природой, семьей, разными видами искусств, материальными объектами.
Показателем вовлеченности в эстетическую деятельность является развитие творческих способностей ребенка, творческого мышления. Поэтому для выявления сформированности деятельностного компонента эстетической воспитанности у младших школьников использовался «Тест дивергентного (творческого) мышления» Ф.Е. Вильямса в модификации Е.Е. Туник.
Констатирующий этап нашей диагностической работы показал, что у младших школьников когнитивный уровень эстетической воспитанности находится на высоком уровне, эмоционально-побудительный: у эмоциональных представлений преобладает средний уровень, а эстетические представления в большей степени связаны с природой, семьей, разными видами искусств, материальными объектами. Деятельностный компонент эстетической воспитанности сформирован на низком уровне. Для младших школьников характерно наличие разносторонних эстетических интересов и индивидуальных предпочтений, но чаще всего они проявляются ситуативно. Дети имеют разрозненные представления о прекрасном в искусстве и окружающем мире. Не все могут выделить главное при анализе художественного произведения, сам анализ проводят поверхностно, обучающимся не хватает эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений. Творческая индивидуальность выражена слабо.
Опираясь на результаты констатирующего этапа исследования, в рамках формирующего эксперимента мною были разработаны и апробированы: во 2-ом классе: экскурсия на пришкольном участке (тема: «Времена года – весна»), уроки по темам: «Земноводные», «Пресный водоем. Обитатели пресных водоемов»; в 3-ем классе:
уроки по темам: «Разнообразие мира растений», «Птицы», «О гончарном ремесле».
Учитель стремился развивать у детей умение правильно оценивать красоту природы, замечать и создавать ее вокруг себя. Он хотел наполнить их мир эстетическими и эмоциональными переживаниями. Учитель также старался помочь детям мысленно воссоздавать образы объектов природы, формировать их духовные качества, эстетические вкусы, чувства, идеалы и потребности.
Результаты контрольного этапа диагностического исследования показали, что у младших школьников когнитивный уровень эстетической воспитанности остался на высоком уровне; эмоционально-побудительный: у эмоциональных представлений преобладает средний уровень, а эстетические представления в большей степени связаны с природой, разными видами искусств, творчеством. Деятельностный компонент эстетической воспитанности остался сформированным на низком уровне.
Невзирая на то, что уровни сформированности компонентов эстетической воспитанности младших школьников остались одинаковыми на начальном и заключительном этапах исследования, количественный и качественный анализ результатов контрольного этапа нашей опытно-экспериментальной работы выявил положительную динамику в их развитии.
У ребят увеличился объем знаний об эстетических свойствах объектов и явлений природы, об образцах искусства, расширился их кругозор о мире эстетических ценностей. Учащиеся стали полнее и выразительнее передавать свои эстетические ощущения, выражать чувственно-эмоциональные проявления. Младшие школьники стали более активно проявлять свои творческие способности, преобразовывать мир вокруг себя «по законам красоты», создавая прекрасное своими руками.
Следовательно, результаты проведенного мною исследования позволили сделать вывод, что эстетическое воспитание младших школьников на уроках «Окружающего мира» будет эффективным, если: на интегративной основе использовать различные виды искусства (музыку, литературу, живопись и т.д.), применять творческие задания; сочетать натуральные и изобразительные средства наглядности, использовать аудиовизуальные средства, будет организовано непосредственное восприятие природных объектов, уделять внимание разным компонентам эстетического воспитания (когнитивному, эмоционально-побудительному, деятельностному).
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 31 мая 2021 г. № 286) [Электронный ресурс].URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/#review(дата обращения: 02.11.2023). 2. Алмазова И.Г. Формирование эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности. – Елец, 2009. – 201с. 3. Бледных К.В., Джунусова Д.В., Атопова В.А. Формирование у младших школьников эстетического вкуса средствами музейной педагогики // Студенческий электронный журнал «СтРИЖ». № 5 (34). 30 июня 2020. С. 46-49. [Электронный ресурс]. URL:http://www.strizh-vspu.ru/jurnal/56(дата обращения: 12.10.2023). 4. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Издво Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283с. 5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448с. 6. Козлов В.И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. –№ 7.6 (111.6). – С. 119-122. 7. Котикова О.П., Кухаронок В.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания средствами искусства. – Минск: НИО, 2003. – 123с. 8. Лёвина А.А. Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе // Гаудеамус. 2016. №4. – С. 93-96. 9. Любимова Ю.С. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста. - Веснік Брэсцкага універсітэта. Серыя гуманітарных і грамадскіх навук. – 2007. – № 3 – С. 128-133. 10. Матюхина М.В., Спиридонова С.Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: Учеб. пособие. – Волгоград: Перемена, 2005. - 215с. 11. Окружающий мир: 1–2 классы: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2019. – 358, [6] с.: ил. – (Российский учебник). 12. Окружающий мир: 3–4 классы: методическое пособие / Н.Ф. Виноградова. – 3-е изд., перераб. – М.: Вента на-Граф, 2019. – 223, [1] с.: ил. – (Российский учебник). 13. Семенищева М.Г. Комплексный подход к организации эстетического воспитания младших школьников в условиях введения ФГОС. – Великий Новгород, 2013. – 215с. 14. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. –СПб: Речь, 2003.– 96с.