Публикации (статьи, материалы)

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА- ДОШКОЛЬНИКА

Евстропова Светлана Борисовна, старший воспитатель МОУ Детский сад № 363, г. Волгоград

Библиографическое описание:
Евстропова С.Б. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Ритмическая гимнастика – это вид оздоровительной гимнастики, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения для всех частей тела (маховые и круговые движения руками, ногами, наклоны и повороты туловища, головы, приседания и выпады, упражнения в различных стойках, упорах, сидя и в положении лежа). Они, как правило, просты по своей структуре, их не сложно разучить, что объясняет доступность ритмической гимнастики всем категориям населения.

Одной из задач развития ребенка в дошкольном учреждении является повышение двигательной активности детей. Занятия ритмической гимнастикой, как нельзя лучше, подходят для решения этой задачи, регулярные и правильно организованные занятия повышают уровень двигательной активности, имеют оздоровительное и воспитательное значение. Круг задач ритмической гимнастики очень широк - от оздоровления, улучшения физической подготовленности до выработки культуры движений и навыков координации, воспитания музыкальности, чувства ритма и творческого воображения.

В ритмической гимнастике неограниченный выбор движений для всех групп мышц, поэтому занятия ритмической гимнастикой способствуют развитию таких качеств как ловкость, гибкость, выносливость, сила и быстрота. Непрерывные движения под музыку в различном темпе, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают опорно-двигательный аппарат. На занятиях ритмической гимнастикой у детей формируется правильная осанка, вырабатывается культура движений, правильная походка, навыки координации.

Главный же результат ритмической гимнастики - воспитание потребности детей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей его природным склонностям к ритму, движению, красоте.

Воздействие занятий ритмической гимнастикой на организм занимающихся можно определить как комплексное.

Занятия ритмической гимнастикой влияют на:

1.Развитие музыкальности.

− развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее

− настроение и характер, понимать ее содержание;

− развитие музыкального слуха, чувства ритма;

− развитие музыкальной памяти;

− развитие музыкального кругозора и познавательного интереса.

2.Развитие двигательных качеств и умений.

− развитие ловкости, точности, координации движений;

− развитие гибкости и пластичности;

− воспитание выносливости, развитие силы;

− формирование правильной осанки, красивой походки;

− развитие умения ориентироваться в пространстве;

− обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

3.Развитие творческого воображения и фантазии. − развитие способности к импровизации.

4.Развитие психических процессов.

− тренировка подвижности нервных процессов;

− развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления; − развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции.

5.Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности. − воспитание умения вести себя в группе во время движения;

− формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

В процессе правильной организации занятий ритмической гимнастикой улучшаются все двигательные качества, развиваются положительные эмоции, совершенствуется чувство ритма и темпа, уверенность в себе и воспитывается коллективизм. Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности детей.

В работе с детьми дошкольного возраста ритмическая гимнастика применяется:

− в форме физкультурных занятий оздоровительно-тренирующей направленности с детьми 5-7 лет продолжительностью 20-35 минут;

− в виде «ритм-блоков» различной направленности, используемых как часть физкультурного занятия, для детей 4-7 лет;

− в виде утренней гимнастики, как средство, позволяющее увеличить эмоциональный фон и повысить оздоровительный эффект;

− в виде физкультурной минутки на занятиях по различным видам деятельности (труд, рисование, лепка и т. д.);

− в виде показательных номеров, для выступлений на различных физкультурных и музыкальных праздниках.

Упражнения ритмической гимнастики могут применяться во всех частях физкультурного занятия в дошкольном образовательном учреждении.

В подготовительной части занятия (во время ходьбы и бега) применяются несложные упражнения характерные для ритмической гимнастики. Музыкальное сопровождение помогает выполнить их с большей амплитудой, четко и с хорошим настроением.

В основной части занятия упражнения ритмической гимнастики используются с целью развития всех основных физических качеств: силы, гибкости, быстроты и координации движений, общей и скоростной выносливости. В этой же части для переключения внимания и повышения эмоционального подъема занимающихся применяют мини - комплексы танцевальной направленности.

Более спокойные танцевальные шаги, упражнения с плавными, мягкими движениями, а также упражнения корригирующей направленности, цель которых — снизить физическую нагрузку, используют в заключительной части занятия.

Поскольку основным содержанием ритмической гимнастики являются общеразвивающие упражнения, то, как и в любом виде гимнастики, эти упражнения можно выполнять с предметами: гимнастическими палками, обручами, мешочками с песком, мягкими игрушками, мячами разного размера, самодельными предметами и многим другим. Применение этих и других пособий позволяет значительно разнообразить общеразвивающие упражнения, повысить эмоциональный фон занятий и повысить интерес детей к физическим упражнениям. Использование на занятиях предметов дает возможность решать и воспитательные задачи: дети приучаются к аккуратности, бережливости и порядку.

Музыка является обязательным элементом занятий ритмической гимнастикой и в данном случае носит лидирующий характер, определяя ритм и темп движений. Являясь одним из определяющих факторов, стимулирующим движения, музыкальная фонограмма повышает эмоциональность и эффект всего занятия в целом. Как показывают исследования, хорошо подобранное музыкальное сопровождение комплексов ритмической гимнастики является дополнительным фактором, положительно влияющим, на динамику выносливости и состояние здоровья детей. Музыка помогает детям запомнить движения, передать нерачительно ее характер. И еще одна важная роль музыки — это привлечение к занятиям физической культурой большего числа детей.

Для педагогов актуальны следующие задачи:

1. Совершенствование двигательных навыков и умений:

а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предла-

гаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;

б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций:

в) освоение обширного и разнообразного музыкально-ритмического ре-

пертуара.

2. Совершенствование музыкальности

3. Развитие творческих способностей:

• развитие творческого мышления, воображения и фантазии;

• развитие способности «видеть» и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;

• развитие способности к педагогической импровизации в процессе интеграции музыкального движения с другими видами художественно-творческой деятельности на занятиях;

• воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства;

• развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.

4. Совершенствование психолого-педагогических знаний и умений:

• развитие умения адекватно анализировать результаты собственной деятельности, собственного творчества, а также эффективности работы других педагогов;

• совершенствование умения диагностировать музыкальное, психомоторное развитие детей, пользуясь педагогическими методами исследования; • умение предоставлять детям инициативу в творческих проявлениях, наблюдать и замечать в них оригинальность и одаренность, а также и тревожные симптомы;

• развитие коммуникативной культуры, умений пропагандировать педагогические и музыковедческие знания среди родителей и других педагогов.

Еще раз хочется подчеркнуть, что влияние средств музыки и ритмических движений (ритмической гимнастики, в частности) на развитие умений, способностей и качеств личности ребенка очень велико и разнообразно.


2025-10-20 15:42 Дошкольное образование