Кругликов Валерий Вячеславович, педагог-организатор
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 106 Приморского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Кругликов В.В. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.
Готовя данную статью, я, как и большинство пользователей проверял имеющуюся информацию в интернете, в том числе в социальной сети «ВКонтакте». Уже беглого просмотра по теме статьи было достаточно, чтобы понять, что социальные сети играют все более значимую роль в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи.
Множество авторов в своих исследованиях подчеркивают, что социальные сети становятся не только площадкой для общения и развлечений, но и средством информационного воздействия на обширную аудиторию, а сеть «ВКонтакте» является еще и одной из самых популярных сетей в России и странах ближнего зарубежья.
Давайте рассмотрим роль этой социальной сети в создании гражданских ценностей молодых ребят. Мы попробуем проанализировать, как молодые пользователи социальной сети получают информацию о политических и общественных процессах, как эта информация влияет на их мировоззрение, идеологию и отношение к проблемам общества. Так же мы изучим возможности «ВКонтакте» для организации гражданской активности и участия в общественных дебатах ее подписчиков, тех, кого сегодня можно называть молодежью (сюда включено и понятие «подростки»).
Востребованность в изучения этой темы связана с тем, что социальные сети уже несколько десятков лет, как уже перестали быть просто инструментом коммуникации. Они стоят отдельно от всей структуры интернет и стали платформой для самовыражения, обмена мнениями, создания общественных движений. Активность молодых людей в социальных сетях может иметь большое значение для развития гражданского общества страны.
Из вышесказанного выходит, что изучение роли социальной сети «ВКонтакте» в возникновение гражданских ценностей подростков и молодежи является актуальным и интересным направлением исследования. Это поможет лучше понять, какие факторы влияют на вопрос исследования и каким образом социальные сети можно использовать для идеологической поддержки основных ценностей.
Влияние социальных сетей на формирование гражданских ценностей подростков и молодежи.
Социальные сети играют важную и едва ли не основную роль в повседневной жизни молодежи и оказывают сильное влияние на ее формирование как гражданина России. Одной из самых популярных социальных сетей в России, как мы писали ранее, является «ВКонтакте», которая объединяет миллионы пользователей различного возраста.
Постоянное присутствие на платформе «ВКонтакте» дает возможность молодым людям (подросткам и молодежи) принимать возможное участие в общественной жизни, высказываться по важным для страны темам, а также получать достоверную информацию о происходящих событиях. Используя функций "лайк" и "репост" молодые ребята могут показать свое отношение к определенным материалам или сообщениям других пользователей. Что же оказывает влияние на подростков и молодежь в социальных сетях? Одним из факторов, является доступность информации, не требующая больших затрат времени, правда при этом и не всегда являющиеся правдивой.
«ВКонтакте» предоставляет огромный спектр новостей, статей и другой полезной информации на различные темы: от политики и экономики до культуры и спорта. Молодые люди имеют возможность ознакомиться с поразительным количеством точек зрения на актуальные проблемы, что дает им возможность сформировать свою гражданскую позицию.
Еще одним важным аспектом роли социальных сетей в формировании гражданских ценностей молодежи России является шанс принять участие в обсуждениях и дебатах. Пользователи могут комментировать посты, высказывать свое мнение, а также обсуждать предложенные темы с другими участниками сообщества. Такие дискуссии позволяют молодежи осмыслить различные точки зрения и аргументированно выступить за свою позицию.
Социальная сеть «ВКонтакте» активно участвует в распространении информации о благотворительности или акциях помощи нуждающимся. Большое количество сообществ и страниц пользователей посвящены подобным делам. Молодые участники сообществ с энтузиазмом участвует в таких инициативах, выражая свою готовность помочь другим людям. А ведь это один из основных показателей формирования гражданской ответственности и эмпатии.
Но тут необходимо сразу сказать, что социальные сети могут оказывать и отрицательное, негативное влияние на формирование гражданских ценностей. Возьмем возможность анонимного общения, которая может привести к появлению таких подлых явлений, как онлайн-буллинг или распространение фейковых новостей. Считаю, что именно по этой причине необходимо развивать критическое мышление молодежи и учить ее различать достоверную информацию от ложной.
Можно подытожить все выше сказанное, подтвердив, что социальные сети, в том числе «ВКонтакте», предоставляют доступ к информации, позволяют высказываться по актуальным темам, осуществлять благотворительность и участвовать в дискуссиях. Однако необходимо знать о потенциальных опасностях и относится критично к новостям и мнениям, которые могут там присутствовать, для эффективного использования социальных сетей в формировании гражданских ценностей.
Роль социальной сети «ВКонтакте» в социализации и образовании подростков и молодежи.
Социальные сети стали, как мы уже сказали, неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Это широкие возможности для общения, поиска информации и развития личности. В этом контексте социальная сеть «ВКонтакте» занимает особое место, наиболее сильно влияя на формирование гражданских ценностей у своих пользователей.
Одна из главных ролей «ВКонтакте» в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи заключается в ее функции социализации. С помощью данной платформы молодые люди имеют возможность поделиться информацией о своих интересах и увлечениях, найти единомышленников и присоединиться к различным сообществам и молодёжным течениям. Все это дает возможность создать условия для формирования групповых ценностей, которые способствуют развитию общественного сознания.
Средства, способствующие образованию, также играют значительную роль в процессе формирования гражданских идеологий подростков и молодежи. В этом аспекте «ВКонтакте» предоставляет возможность получать доступ к большому объему знаний на самые различные темы. Пользователи могут подписываться на страницы образовательных проектов, блогеров и специалистов в различных сферах. Таким образом, социальная сеть еще и мотивирует к самообразованию и расширению кругозора, что важно для формирования гражданской осведомленности.
«ВКонтакте» также активно используется подростками и молодежью как площадка для выражения своих гражданских убеждений и активного участия в общественной жизни. Множество сообществ, посвященных различным социальным проблемам, политическим движениям и благотворительности, помогают молодежи организовываться и действовать в интересах общества. Благодаря возможности широкого распространения информации через «ВКонтакте», пользователи получают возможность привлекать внимание к проблемам и эффективно популяризировать свои ценности и идеалы.
Однако виртуальное окружение часто способствует появлению пассивного потребительского отношения к информации, что может затруднить развитие активной гражданской позиции. Кроме того, в социальных сетях может распространяться непроверенная информация, что подрывает доверие к общественным институтам и приводит к формированию антиобщественных ценностей.
Подытоживая, эту часть исследования, можно сказать, что роль социальной сети «ВКонтакте» в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи является двоякой. С одной стороны, она предоставляет уникальные возможности для социализации, образования и активного участия в обществе, что создает великолепные условия для положительной гражданской идеологии. С другой стороны, необходимо осознавать потенциальные риски и проблемы данной платформы. Важно находить баланс между использованием социальной сети «ВКонтакте» как инструмента для развития гражданских ценностей и осознанным подходом к выбору контента и коммуникации онлайн.
Взаимодействие подростков и молодежи в социальной сети «ВКонтакте»: основные аспекты и вызовы.
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни молодежи России, обеспечивая им непрерывное взаимодействие и доступ к огромному объему информации. Одной из наиболее популярных платформ для общения и обмена контентом среди молодежи является социальная сеть «ВКонтакте». В этом разделе мы рассмотрим основные аспекты взаимодействия гражданской молодежи и социальной сети «ВКонтакте», а также выявим проблемы, связанные с этой динамично развивающейся платформой.
Основным инструментом коммуникации в «ВКонтакте» являются группы сообществ. Подростки и молодежь могут присоединиться к различным группам по интересам - от любителей футбола до активистов за защиту прав животных. Это предоставляет огромные и очень привлекательные возможности для формирования гражданских ценностей через обсуждение актуальных проблем, расширение кругозора и участие в коллективных действиях. Кроме того, молодежь может использовать эту социальную сеть, как мы затрагивали в других разделах, для организации и проведения благотворительных акций, собирания средств на помощь нуждающимся и поддержку социально значимых проектов.
Однако, взаимодействие молодежи и социальной сети «ВКонтакте» также сталкивается с рядом вызовов.
Во-первых, большой объем информации, может привести к перегрузке информацией и невозможности отличить правду от лжи. Молодые люди часто сталкиваются с фейковыми новостями и манипуляциями информацией, что, конечно, не может не повлиять на формирование гражданских ценностей. А ведь, как мы знаем, правильная разработка навыков анализа информации является основополагающей задачей при использовании социальных сетей.
Вторым вызовом является проблема негативного контента. «ВКонтакте» позволяет пользователям публиковать тексты, фотографии и видео без предварительной проверки администрацией сети как я вижу, и возникает опасность попадания молодых ребят в контакт с контентом несоответствующего характера: насилием и экстремизмом. Наличие такого контента нивелирует все усилия окружающих на формирование гражданских ценностей молодежи. Поэтому необходима более эффективная фильтрация и проверка контента в социальных сетях.
Третьей проблемой является зависимость от социальных сетей. Подростки и молодежь проводят все больше времени в «ВКонтакте», забывая о реальном мире и личной коммуникации. Это может привести к плохому общему развитию, уменьшению мотивации в общественной жизни. Поэтому необходимо осознанное использование социальных сетей, а также активное участие молодежи в офлайн-мероприятиях.
Взаимодействие подростков и молодежи и социальной сети «ВКонтакте» имеет свои особенности. Остановимся на них. Сеть предоставляет уникальные возможности для формирования идеологии молодежи через обсуждение актуальных проблем, поддержку благотворительности, расширение кругозора. Но как мы говорили, при этом нужно быть бдительными по отношению к навязываемой информации, контролировать доступ к враждебному контенту и избегать зависимости от социальных сетей. Только тогда взаимодействие молодежи и «ВКонтакте» будет способствовать формированию положительных гражданских ценностей и развитию активной позиции в обществе.
Возможности социальной сети «ВКонтакте» для развития гражданских и социальных ценностей подростков и молодежи.
Анализируя социальную сеть «ВКонтакте», мы понимаем, что она в первую очередь строит свои принципы действия на активном общение и обмене информацией. Пользователи могут присоединиться к группам по интересам, форумам, дискуссиям, что позволяет им находить единомышленников и обсуждать актуальные темы. Это способствует открытому мышлению, умению слушать других людей и аргументированно выражать свое мнение. Кроме того, наличие различных страниц-источников новостей позволяет пользователям быть в курсе происходящего в мире и осознанно относиться к текущим событиям.
Второй момент – предоставление возможности для благотворительности и помощи нуждающимся. «ВКонтакте» есть специальная функция – "Пожертвования". Она позволяет пользователям собирать средства для поддержки различных общественных и благотворительных проектов. Таким образом, социальная сеть способствует формированию гражданской ответственности и эмпатии у молодежи.
Третье, это возможность высказывания своей позиции и активного участия в общественной жизни. «ВКонтакте» пользователи имеют право создавать свои страницы, публиковать посты на актуальные темы и делиться своим мнением с другими людьми. Это дает возможность молодежи учиться и отстаивать свою точку зрения, привлекать внимание к определенным проблемам и быть услышанными.
Четвертый аспект, так это обучение и саморазвитие через контент-платформу "ВК Маркет". Здесь можно найти широкий выбор образовательных материалов – от онлайн-курсов до интерактивных тренингов. Доступность такого контента не только мотивирует интерес к получению новых знаний, навыков или расширению кругозора, но и помогает молодежи осознавать значение образования и саморазвития в современном мире.
Пятым аспектом является возможность активного участия в общественных движениях через создание собственных групп и организаций. Пользователи могут объединяться по различным интересам, целям и задачам, что позволяет им активно влиять на социальные процессы и привлекать внимание к конкретным проблемам. Это формирует у молодежи чувство ответственности за свое окружение и создает идеологически понятную гражданскую позицию.
Однако, несмотря на все положительные аспекты использования «ВКонтакте» для создания у подростков и молодежи России гражданских ценностей, также необходимо отметить некоторые негативные стороны данной социальной сети. Это присутствие новостей, которые не отвечают действительности и созданы для привлечения внимания и введения в заблуждение пользователей или негативного контента, что может повлиять на формирование неправильных ценностей у молодежи. Кроме того, большое количество времени, проведенное в социальных сетях, может отнимать время от реального общения и активности в реальном мире.
В заключение можно сказать, что социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет молодежи огромное количество возможностей для развития гражданских и социальных ценностей. Она способствует формированию открытого мышления, эмпатии, активного участия в обществе и саморазвития. Однако, необходимо осознавать негативные аспекты данной платформы и использовать ее с умом, чтобы максимально извлечь пользу и преимущества для своего личностного и гражданского развития.
Критический анализ роли социальной сети «ВКонтакте» в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи.
Стремительное развитие технологий и интернета привело к тому, что социальная сеть «ВКонтакте» играет значительную роль в распространение информации. А ведь одно из ключевых аспектов в формировании гражданских ценностей сегодня является доступность информации. Платформа «ВКонтакте» предоставляет контент от новостей и политических дебатов до развлекательного направления.
Вторым фактором, оказывающим влияние на гражданские ценности подростков и молодежи через социальную сеть «ВКонтакте», является возможность в режиме «онлайн» принять участие в общественной жизни страны. «ВКонтакте» есть все необходимое для создания групп и сообществ, где молодые люди могут выражать свои мнения, организовывать акции и петиции, сотрудничать с другими активистами. Благодаря этому, «ВКонтакте» стал сегодня площадкой для формирования и развития лидерских качеств среди молодых ребят.
И еще один аспект роли социальной сети «ВКонтакте» при формировании гражданских ценностей. Я говорю о возможности общаться с людьми из разных регионов страны и даже за её пределами. Подростки и молодежь могут обмениваться опытом, знакомиться с культурными особенностями других регионов, наконец находить друзей и единомышленников, что в конечном счете способствует дружелюбию и расширению кругозора. Не стоит тут забывать и о подписке на страницы политических деятелей или экспертов по конкретным темам, что помогает получить информацию из первых рук и развивать аналитическое мышление.
Давайте и в этом разделе коснемся отрицательных моментов социальной сети «ВКонтакет» в рамках нашего обсуждения.
Во-первых, это избыток информации и разнообразие точек зрения, они могут привести к формированию поверхностного подхода к рассмотрению сложных общественных проблем. Легкость распространения фейковых новостей и манипуляции информацией также является недостатком социальной сети.
Во-вторых, из-за большой активности пользователей в социальной сети «ВКонтакте» может возникать эффект "эхо-камеры", когда подростки и молодежь ограничиваются общением только с теми людьми, которые разделяют их взгляды. Это может усиливать политический плюрализм и создавать преграды для диалога и конструктивного решения общественных проблем.
Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте» играет значительную роль в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи. Она как положительная, так и отрицательная и как она будет воздействовать зависит от нас в том числе, поскольку и мы ее формируем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев, И. Куда нас тащит Сеть?: (азы социальной интернетики) / И. Андреев // Наука и религия. – 2008. - № 5. – С. 2-4.
2. Васильева, О. Н. Влияние социальных сетей на формирование ценностей молодежи: проблемы и перспективы / О. Н. Васильева, О. Н. Неудачина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». – М., 2018. – № 3 (102). – С. 16-25.
3. Винник В. Д.Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.
4. Попов Д.С. Перспективы и возможности исследования Интернет аудитории // Материалы ХII международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирических исследований». Ч.1. / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Комлева Н.А., Кораблева Г.Б., Меренков А.В., Рыбцова Л.Л. - Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ. 2009. С. 387-412.
5. Колейникова, В. А. Феномен социальных сетей: анализ влияния на формирование ценностей молодежи / В. А. Колейникова, Т. И. Петрова // Молодой ученый. – 2020. – № 11 (258). – С. 288-292.
6. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий. Социологические исследования, № 6, Июнь 2010, C. 70-79.
7. Корнеева, И. В. Влияние социальных сетей на ценности и поведение молодежи / И. В. Корнеева, Б. П. Куракин, Ж.Ж. Джаусов // Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2017. – Т. 20, № 6. – С. 91-95.
8. Максимович, О. В. Влияние социальной сети «ВКонтакте» на ценности молодежи / О. В. Максимович, Ю. С. Иванова // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3: Физика, математика, информатика. – Минск, 2018. – № 3. – С. 79-85.
9. Никифорова, Н. И. Влияние социальных сетей на формирование ценностей молодежи в современном информационном обществе / Н. И. Никифорова // Вестник Иркутского государственного университета. Серия «Философия и психология». – Иркутск, 2019. – Т. 28, № 2. – С. 48-54.
10.Репин, В. Г. Особенности влияния социальных сетей на формирование гражданских ценностей молодежи / В. Г. Репин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – № 1 (27). – С. 150-155.
11.Рыкова, М. И. Социальные сети в интернете и их влияние на ценностные установки молодежи / М. И. Рыкова, А. А. Куликов // Тезисы докладов Х Международной (XVII Всероссийской) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в науке – 2020». – Краснодар, 2020. – С. 222-224.
12.Смирнова, И. В. Вклад социальной сети «ВКонтакте» в формирование ценностей молодежи / И. В. Смирнова, Э. И. Тарасова // Молодой ученый. – 2017. – № 19. – С. 796-798.
13.Федорова, Ю. В. Роль социальных сетей в формировании ценностей молодежи / Ю. В. Федорова, Н. В. Коропенко, С. А. Мельникова // Гуманитарий Южного Урала. Серия: Политология. – Челябинск, 2019. – Т. 16, № 3. – С. 106112.
14.Хлыдова, М. Е. Формирование гражданских ценностей молодежи в социальных сетях / М. Е. Хлыдова, Л. В. Мельникова // Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2018. – Т. 21, № 5. – С. 383-387.
15.Черемисин, как новая социальная среда // Журнал практич. психолога. – 2007. - № 6. – С. 176-185.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 106 Приморского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание:
Кругликов В.В. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.
Готовя данную статью, я, как и большинство пользователей проверял имеющуюся информацию в интернете, в том числе в социальной сети «ВКонтакте». Уже беглого просмотра по теме статьи было достаточно, чтобы понять, что социальные сети играют все более значимую роль в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи.
Множество авторов в своих исследованиях подчеркивают, что социальные сети становятся не только площадкой для общения и развлечений, но и средством информационного воздействия на обширную аудиторию, а сеть «ВКонтакте» является еще и одной из самых популярных сетей в России и странах ближнего зарубежья.
Давайте рассмотрим роль этой социальной сети в создании гражданских ценностей молодых ребят. Мы попробуем проанализировать, как молодые пользователи социальной сети получают информацию о политических и общественных процессах, как эта информация влияет на их мировоззрение, идеологию и отношение к проблемам общества. Так же мы изучим возможности «ВКонтакте» для организации гражданской активности и участия в общественных дебатах ее подписчиков, тех, кого сегодня можно называть молодежью (сюда включено и понятие «подростки»).
Востребованность в изучения этой темы связана с тем, что социальные сети уже несколько десятков лет, как уже перестали быть просто инструментом коммуникации. Они стоят отдельно от всей структуры интернет и стали платформой для самовыражения, обмена мнениями, создания общественных движений. Активность молодых людей в социальных сетях может иметь большое значение для развития гражданского общества страны.
Из вышесказанного выходит, что изучение роли социальной сети «ВКонтакте» в возникновение гражданских ценностей подростков и молодежи является актуальным и интересным направлением исследования. Это поможет лучше понять, какие факторы влияют на вопрос исследования и каким образом социальные сети можно использовать для идеологической поддержки основных ценностей.
Влияние социальных сетей на формирование гражданских ценностей подростков и молодежи.
Социальные сети играют важную и едва ли не основную роль в повседневной жизни молодежи и оказывают сильное влияние на ее формирование как гражданина России. Одной из самых популярных социальных сетей в России, как мы писали ранее, является «ВКонтакте», которая объединяет миллионы пользователей различного возраста.
Постоянное присутствие на платформе «ВКонтакте» дает возможность молодым людям (подросткам и молодежи) принимать возможное участие в общественной жизни, высказываться по важным для страны темам, а также получать достоверную информацию о происходящих событиях. Используя функций "лайк" и "репост" молодые ребята могут показать свое отношение к определенным материалам или сообщениям других пользователей. Что же оказывает влияние на подростков и молодежь в социальных сетях? Одним из факторов, является доступность информации, не требующая больших затрат времени, правда при этом и не всегда являющиеся правдивой.
«ВКонтакте» предоставляет огромный спектр новостей, статей и другой полезной информации на различные темы: от политики и экономики до культуры и спорта. Молодые люди имеют возможность ознакомиться с поразительным количеством точек зрения на актуальные проблемы, что дает им возможность сформировать свою гражданскую позицию.
Еще одним важным аспектом роли социальных сетей в формировании гражданских ценностей молодежи России является шанс принять участие в обсуждениях и дебатах. Пользователи могут комментировать посты, высказывать свое мнение, а также обсуждать предложенные темы с другими участниками сообщества. Такие дискуссии позволяют молодежи осмыслить различные точки зрения и аргументированно выступить за свою позицию.
Социальная сеть «ВКонтакте» активно участвует в распространении информации о благотворительности или акциях помощи нуждающимся. Большое количество сообществ и страниц пользователей посвящены подобным делам. Молодые участники сообществ с энтузиазмом участвует в таких инициативах, выражая свою готовность помочь другим людям. А ведь это один из основных показателей формирования гражданской ответственности и эмпатии.
Но тут необходимо сразу сказать, что социальные сети могут оказывать и отрицательное, негативное влияние на формирование гражданских ценностей. Возьмем возможность анонимного общения, которая может привести к появлению таких подлых явлений, как онлайн-буллинг или распространение фейковых новостей. Считаю, что именно по этой причине необходимо развивать критическое мышление молодежи и учить ее различать достоверную информацию от ложной.
Можно подытожить все выше сказанное, подтвердив, что социальные сети, в том числе «ВКонтакте», предоставляют доступ к информации, позволяют высказываться по актуальным темам, осуществлять благотворительность и участвовать в дискуссиях. Однако необходимо знать о потенциальных опасностях и относится критично к новостям и мнениям, которые могут там присутствовать, для эффективного использования социальных сетей в формировании гражданских ценностей.
Роль социальной сети «ВКонтакте» в социализации и образовании подростков и молодежи.
Социальные сети стали, как мы уже сказали, неотъемлемой частью жизни современной молодежи. Это широкие возможности для общения, поиска информации и развития личности. В этом контексте социальная сеть «ВКонтакте» занимает особое место, наиболее сильно влияя на формирование гражданских ценностей у своих пользователей.
Одна из главных ролей «ВКонтакте» в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи заключается в ее функции социализации. С помощью данной платформы молодые люди имеют возможность поделиться информацией о своих интересах и увлечениях, найти единомышленников и присоединиться к различным сообществам и молодёжным течениям. Все это дает возможность создать условия для формирования групповых ценностей, которые способствуют развитию общественного сознания.
Средства, способствующие образованию, также играют значительную роль в процессе формирования гражданских идеологий подростков и молодежи. В этом аспекте «ВКонтакте» предоставляет возможность получать доступ к большому объему знаний на самые различные темы. Пользователи могут подписываться на страницы образовательных проектов, блогеров и специалистов в различных сферах. Таким образом, социальная сеть еще и мотивирует к самообразованию и расширению кругозора, что важно для формирования гражданской осведомленности.
«ВКонтакте» также активно используется подростками и молодежью как площадка для выражения своих гражданских убеждений и активного участия в общественной жизни. Множество сообществ, посвященных различным социальным проблемам, политическим движениям и благотворительности, помогают молодежи организовываться и действовать в интересах общества. Благодаря возможности широкого распространения информации через «ВКонтакте», пользователи получают возможность привлекать внимание к проблемам и эффективно популяризировать свои ценности и идеалы.
Однако виртуальное окружение часто способствует появлению пассивного потребительского отношения к информации, что может затруднить развитие активной гражданской позиции. Кроме того, в социальных сетях может распространяться непроверенная информация, что подрывает доверие к общественным институтам и приводит к формированию антиобщественных ценностей.
Подытоживая, эту часть исследования, можно сказать, что роль социальной сети «ВКонтакте» в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи является двоякой. С одной стороны, она предоставляет уникальные возможности для социализации, образования и активного участия в обществе, что создает великолепные условия для положительной гражданской идеологии. С другой стороны, необходимо осознавать потенциальные риски и проблемы данной платформы. Важно находить баланс между использованием социальной сети «ВКонтакте» как инструмента для развития гражданских ценностей и осознанным подходом к выбору контента и коммуникации онлайн.
Взаимодействие подростков и молодежи в социальной сети «ВКонтакте»: основные аспекты и вызовы.
Социальные сети стали неотъемлемой частью жизни молодежи России, обеспечивая им непрерывное взаимодействие и доступ к огромному объему информации. Одной из наиболее популярных платформ для общения и обмена контентом среди молодежи является социальная сеть «ВКонтакте». В этом разделе мы рассмотрим основные аспекты взаимодействия гражданской молодежи и социальной сети «ВКонтакте», а также выявим проблемы, связанные с этой динамично развивающейся платформой.
Основным инструментом коммуникации в «ВКонтакте» являются группы сообществ. Подростки и молодежь могут присоединиться к различным группам по интересам - от любителей футбола до активистов за защиту прав животных. Это предоставляет огромные и очень привлекательные возможности для формирования гражданских ценностей через обсуждение актуальных проблем, расширение кругозора и участие в коллективных действиях. Кроме того, молодежь может использовать эту социальную сеть, как мы затрагивали в других разделах, для организации и проведения благотворительных акций, собирания средств на помощь нуждающимся и поддержку социально значимых проектов.
Однако, взаимодействие молодежи и социальной сети «ВКонтакте» также сталкивается с рядом вызовов.
Во-первых, большой объем информации, может привести к перегрузке информацией и невозможности отличить правду от лжи. Молодые люди часто сталкиваются с фейковыми новостями и манипуляциями информацией, что, конечно, не может не повлиять на формирование гражданских ценностей. А ведь, как мы знаем, правильная разработка навыков анализа информации является основополагающей задачей при использовании социальных сетей.
Вторым вызовом является проблема негативного контента. «ВКонтакте» позволяет пользователям публиковать тексты, фотографии и видео без предварительной проверки администрацией сети как я вижу, и возникает опасность попадания молодых ребят в контакт с контентом несоответствующего характера: насилием и экстремизмом. Наличие такого контента нивелирует все усилия окружающих на формирование гражданских ценностей молодежи. Поэтому необходима более эффективная фильтрация и проверка контента в социальных сетях.
Третьей проблемой является зависимость от социальных сетей. Подростки и молодежь проводят все больше времени в «ВКонтакте», забывая о реальном мире и личной коммуникации. Это может привести к плохому общему развитию, уменьшению мотивации в общественной жизни. Поэтому необходимо осознанное использование социальных сетей, а также активное участие молодежи в офлайн-мероприятиях.
Взаимодействие подростков и молодежи и социальной сети «ВКонтакте» имеет свои особенности. Остановимся на них. Сеть предоставляет уникальные возможности для формирования идеологии молодежи через обсуждение актуальных проблем, поддержку благотворительности, расширение кругозора. Но как мы говорили, при этом нужно быть бдительными по отношению к навязываемой информации, контролировать доступ к враждебному контенту и избегать зависимости от социальных сетей. Только тогда взаимодействие молодежи и «ВКонтакте» будет способствовать формированию положительных гражданских ценностей и развитию активной позиции в обществе.
Возможности социальной сети «ВКонтакте» для развития гражданских и социальных ценностей подростков и молодежи.
Анализируя социальную сеть «ВКонтакте», мы понимаем, что она в первую очередь строит свои принципы действия на активном общение и обмене информацией. Пользователи могут присоединиться к группам по интересам, форумам, дискуссиям, что позволяет им находить единомышленников и обсуждать актуальные темы. Это способствует открытому мышлению, умению слушать других людей и аргументированно выражать свое мнение. Кроме того, наличие различных страниц-источников новостей позволяет пользователям быть в курсе происходящего в мире и осознанно относиться к текущим событиям.
Второй момент – предоставление возможности для благотворительности и помощи нуждающимся. «ВКонтакте» есть специальная функция – "Пожертвования". Она позволяет пользователям собирать средства для поддержки различных общественных и благотворительных проектов. Таким образом, социальная сеть способствует формированию гражданской ответственности и эмпатии у молодежи.
Третье, это возможность высказывания своей позиции и активного участия в общественной жизни. «ВКонтакте» пользователи имеют право создавать свои страницы, публиковать посты на актуальные темы и делиться своим мнением с другими людьми. Это дает возможность молодежи учиться и отстаивать свою точку зрения, привлекать внимание к определенным проблемам и быть услышанными.
Четвертый аспект, так это обучение и саморазвитие через контент-платформу "ВК Маркет". Здесь можно найти широкий выбор образовательных материалов – от онлайн-курсов до интерактивных тренингов. Доступность такого контента не только мотивирует интерес к получению новых знаний, навыков или расширению кругозора, но и помогает молодежи осознавать значение образования и саморазвития в современном мире.
Пятым аспектом является возможность активного участия в общественных движениях через создание собственных групп и организаций. Пользователи могут объединяться по различным интересам, целям и задачам, что позволяет им активно влиять на социальные процессы и привлекать внимание к конкретным проблемам. Это формирует у молодежи чувство ответственности за свое окружение и создает идеологически понятную гражданскую позицию.
Однако, несмотря на все положительные аспекты использования «ВКонтакте» для создания у подростков и молодежи России гражданских ценностей, также необходимо отметить некоторые негативные стороны данной социальной сети. Это присутствие новостей, которые не отвечают действительности и созданы для привлечения внимания и введения в заблуждение пользователей или негативного контента, что может повлиять на формирование неправильных ценностей у молодежи. Кроме того, большое количество времени, проведенное в социальных сетях, может отнимать время от реального общения и активности в реальном мире.
В заключение можно сказать, что социальная сеть «ВКонтакте» предоставляет молодежи огромное количество возможностей для развития гражданских и социальных ценностей. Она способствует формированию открытого мышления, эмпатии, активного участия в обществе и саморазвития. Однако, необходимо осознавать негативные аспекты данной платформы и использовать ее с умом, чтобы максимально извлечь пользу и преимущества для своего личностного и гражданского развития.
Критический анализ роли социальной сети «ВКонтакте» в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи.
Стремительное развитие технологий и интернета привело к тому, что социальная сеть «ВКонтакте» играет значительную роль в распространение информации. А ведь одно из ключевых аспектов в формировании гражданских ценностей сегодня является доступность информации. Платформа «ВКонтакте» предоставляет контент от новостей и политических дебатов до развлекательного направления.
Вторым фактором, оказывающим влияние на гражданские ценности подростков и молодежи через социальную сеть «ВКонтакте», является возможность в режиме «онлайн» принять участие в общественной жизни страны. «ВКонтакте» есть все необходимое для создания групп и сообществ, где молодые люди могут выражать свои мнения, организовывать акции и петиции, сотрудничать с другими активистами. Благодаря этому, «ВКонтакте» стал сегодня площадкой для формирования и развития лидерских качеств среди молодых ребят.
И еще один аспект роли социальной сети «ВКонтакте» при формировании гражданских ценностей. Я говорю о возможности общаться с людьми из разных регионов страны и даже за её пределами. Подростки и молодежь могут обмениваться опытом, знакомиться с культурными особенностями других регионов, наконец находить друзей и единомышленников, что в конечном счете способствует дружелюбию и расширению кругозора. Не стоит тут забывать и о подписке на страницы политических деятелей или экспертов по конкретным темам, что помогает получить информацию из первых рук и развивать аналитическое мышление.
Давайте и в этом разделе коснемся отрицательных моментов социальной сети «ВКонтакет» в рамках нашего обсуждения.
Во-первых, это избыток информации и разнообразие точек зрения, они могут привести к формированию поверхностного подхода к рассмотрению сложных общественных проблем. Легкость распространения фейковых новостей и манипуляции информацией также является недостатком социальной сети.
Во-вторых, из-за большой активности пользователей в социальной сети «ВКонтакте» может возникать эффект "эхо-камеры", когда подростки и молодежь ограничиваются общением только с теми людьми, которые разделяют их взгляды. Это может усиливать политический плюрализм и создавать преграды для диалога и конструктивного решения общественных проблем.
Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте» играет значительную роль в формировании гражданских ценностей подростков и молодежи. Она как положительная, так и отрицательная и как она будет воздействовать зависит от нас в том числе, поскольку и мы ее формируем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреев, И. Куда нас тащит Сеть?: (азы социальной интернетики) / И. Андреев // Наука и религия. – 2008. - № 5. – С. 2-4.
2. Васильева, О. Н. Влияние социальных сетей на формирование ценностей молодежи: проблемы и перспективы / О. Н. Васильева, О. Н. Неудачина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». – М., 2018. – № 3 (102). – С. 16-25.
3. Винник В. Д.Социальные сети как феномен организации общества: сущность и подходы к использованию и мониторингу // Философия науки. - 2012. - №4 (55). - С. 110-126.
4. Попов Д.С. Перспективы и возможности исследования Интернет аудитории // Материалы ХII международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирических исследований». Ч.1. / Редакционная коллегия: Грунт Е.В., Комлева Н.А., Кораблева Г.Б., Меренков А.В., Рыбцова Л.Л. - Екатеринбург: Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ. 2009. С. 387-412.
5. Колейникова, В. А. Феномен социальных сетей: анализ влияния на формирование ценностей молодежи / В. А. Колейникова, Т. И. Петрова // Молодой ученый. – 2020. – № 11 (258). – С. 288-292.
6. Корытникова Н.В. Интернет-зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий. Социологические исследования, № 6, Июнь 2010, C. 70-79.
7. Корнеева, И. В. Влияние социальных сетей на ценности и поведение молодежи / И. В. Корнеева, Б. П. Куракин, Ж.Ж. Джаусов // Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2017. – Т. 20, № 6. – С. 91-95.
8. Максимович, О. В. Влияние социальной сети «ВКонтакте» на ценности молодежи / О. В. Максимович, Ю. С. Иванова // Вестник Белорусского государственного университета. Серия 3: Физика, математика, информатика. – Минск, 2018. – № 3. – С. 79-85.
9. Никифорова, Н. И. Влияние социальных сетей на формирование ценностей молодежи в современном информационном обществе / Н. И. Никифорова // Вестник Иркутского государственного университета. Серия «Философия и психология». – Иркутск, 2019. – Т. 28, № 2. – С. 48-54.
10.Репин, В. Г. Особенности влияния социальных сетей на формирование гражданских ценностей молодежи / В. Г. Репин // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2017. – № 1 (27). – С. 150-155.
11.Рыкова, М. И. Социальные сети в интернете и их влияние на ценностные установки молодежи / М. И. Рыкова, А. А. Куликов // Тезисы докладов Х Международной (XVII Всероссийской) научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь в науке – 2020». – Краснодар, 2020. – С. 222-224.
12.Смирнова, И. В. Вклад социальной сети «ВКонтакте» в формирование ценностей молодежи / И. В. Смирнова, Э. И. Тарасова // Молодой ученый. – 2017. – № 19. – С. 796-798.
13.Федорова, Ю. В. Роль социальных сетей в формировании ценностей молодежи / Ю. В. Федорова, Н. В. Коропенко, С. А. Мельникова // Гуманитарий Южного Урала. Серия: Политология. – Челябинск, 2019. – Т. 16, № 3. – С. 106112.
14.Хлыдова, М. Е. Формирование гражданских ценностей молодежи в социальных сетях / М. Е. Хлыдова, Л. В. Мельникова // Вестник Казанского технологического университета. – Казань, 2018. – Т. 21, № 5. – С. 383-387.
15.Черемисин, как новая социальная среда // Журнал практич. психолога. – 2007. - № 6. – С. 176-185.