Смирнова Любовь Сергеевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 108, г. Иваново
Библиографическое описание:
Смирнова Л.С. КОНСПЕКТ НОД ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ (ПАТРИОТИЧЕСКОМУ) ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 108, г. Иваново
Библиографическое описание:
Смирнова Л.С. КОНСПЕКТ НОД ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ (ПАТРИОТИЧЕСКОМУ) ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Цель: Развивать у детей любовь к Родине. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Родина.
Задачи: воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет.
Обучающие: систематизировать знания детей о символике государства.
Продолжать обогащать и расширять активный словарь.
Развивающие: развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы. Продолжать развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать в детях интерес к родной стране, формировать чувство гордости за свою Родину.
Материал и оборудование: Демонстрационный материал: глобус, герб, флаг, фото символов России, книга «Наша Родина – Россия».
Раздаточный материал: изображённая на картоне береза, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1.Беседы о родной стране – России;
2.Рассматривание книги «Наша Родина – Россия»;
3.Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн, их значение для страны, толкование;
4.Знакомство детей с глобусом;
5.Чтение стихотворений о Родине, пословиц, рассматривание фотографий, пейзажей;
6.Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей» 7. Рассматривание различных иллюстраций символов России
8. Прослушивание гимна России.
Ход НОД
1. Вводная часть
Воспитатель: Каждый человек любит свою семью, свой дом. Давайте познакомимся со своей Родиной.
Дорогие ребята, у меня в руках волшебная шкатулочка. Посмотрите,что на ней изображено?
Дети: флаг России
Воспитатель: правильно дети.
Давайте теперь вместе с вами посмотрим, что в ней спрятано, но для этого нужно отгадать загадку:
Нет планеты краше и милей
Для животных, насекомых, птиц, людей.
Реки, горы и бескрайние поля
На планете, что зовем…
(Земля)
Дети: Земля
Воспитатель: правильно, ребята. Это Земля.
Какая она удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. А интересно, что я смогу найти в нашей шкатулочке?
Давайте вместе в нее заглянем и увидим, что в ней спрятано. Посмотрите, здесь рисунок нашей Земли. Земля наша круглая. Мы с вами живем в самой прекрасной стране на планете Земля. Ребята, а вы знаете, как называется наша страна?
Дети: да, мы живем в России.
Воспитатель: правильно, наша страна называется - Россия.
Страна Россия славится своей красивой природой, в которой живут замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Воспитатель: Ребята, у нас есть маленькая модель Земли. Как она называется?
Дети: глобус
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на глобусе?
(Ребенок показывает).
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
2. Основная часть.
Давайте поиграем в игру.
Игра «Россия – родина моя» Как называется наша страна?
(Россия)
Люди живущие в России?
(русские)
Столица нашей родины?
(Москва)
Какие государственные символы России? (Герб, Гимн, Флаг) Кто является президентом России?
(Владимир Владимирович Путин)
Воспитатель: А теперь давайте ещё раз посмотрим,что есть в шкатулочке.
Смотрите, что это я нашла? Ребята, что это? (показывает флаг России)
Дети: это - флаг.
Воспитатель: правильно. Ответьте на вопрос, какую страну символизирует этот флаг?
Дети: Россию.
Воспитатель: смотрите! Это наш ФЛАГ! Какого же он цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос:
сверху белое, посредине голубое, внизу красное.
Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба.
Воспитатель: действительно в нашей стране много белого цвета – конечно же, это белые облака, снег. Это цвет доброты и мира.
Дети: а синий цвет что означает?
Воспитатель: это голубое небо, реки и озера.
Дети: а что означает красный цвет?
Воспитатель: Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
Воспитатель: А что же ещё лежит в шкатулочке? (достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.
У нас красивый ГЕРБ! На нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл - символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Обратите внимание какого цвета:
конь? (белого), плащ у всадника? (синего), сам щит? (красного)
Что напоминают вам эти цвета? (цвета флага).
Включает аудиозапись. Звучит гимн России.
Воспитатель: А что такое ГИМН?
Дети: главная песня России.
Воспитатель: правильно, гимн — это торжественная песня.
Гимн является официальным символом государства.
Когда исполняется гимн?
Дети: в главных событиях России.
Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать.
Воспитатель: правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Воспитатель: на нашей планете много разных стран, людей и народов. Но у каждого народа есть своя Родина. Ребята, а кто из вас знает стихи о Родине?
Дети:
1ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.
2ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Воспитатель: Так что же такое – Родина?
Родина – это страна, в которой мы живем. Ребята, скажите, а что или кого еще можно назвать Родиной?
Дети: наш дом, наш город, улица, мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дети.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Подбери словечко».
Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Дети: мама, папа, дом, детский сад, город, деревня.
Воспитатель: что мы называем родным, всё это и есть Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).
Кто мне скажет, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Иваново
Воспитатель: Молодцы ребята. Я предлагаю поиграть в игру: «Назови улицу». (Дети называют улицы города Иваново).
У нашего народа есть много пословиц и поговорок, предлагаю их вспомнить:
1. Нет в мире краше Родины нашей!
2. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим!
3. Кто за Родину горой, тот защитник и герой!
Воспитатель: Молодцы ребята, все эти мудрые слова о добре и любви, о защите нашей страны от врагов. А как мы с вами можем защищать нашу страну?
Дети: расти большими и сильными; совершать хорошие поступки; быть честными и справедливыми.
Воспитатель: Постойте, что-то еще спрятано в нашей шкатулочке.
Воспитатель показывает детям рисунок березы.
Ребята, кто мне скажет, что это за дерево?
Дети: береза
Воспитатель: правильно ребята. Береза – это символ красоты природы России. Предлагаю вам самостоятельно разукрасить березу.
Дети рисуют дерево.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и чем занимались?
Дети: говорили о нашей стране России, читали стихи и пословицы, играли в игры.
Воспитатель: Ребята, любите нашу страну Россию, больше узнавайте о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране мира - России!
Задачи: воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет.
Обучающие: систематизировать знания детей о символике государства.
Продолжать обогащать и расширять активный словарь.
Развивающие: развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы. Продолжать развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать в детях интерес к родной стране, формировать чувство гордости за свою Родину.
Материал и оборудование: Демонстрационный материал: глобус, герб, флаг, фото символов России, книга «Наша Родина – Россия».
Раздаточный материал: изображённая на картоне береза, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1.Беседы о родной стране – России;
2.Рассматривание книги «Наша Родина – Россия»;
3.Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн, их значение для страны, толкование;
4.Знакомство детей с глобусом;
5.Чтение стихотворений о Родине, пословиц, рассматривание фотографий, пейзажей;
6.Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей» 7. Рассматривание различных иллюстраций символов России
8. Прослушивание гимна России.
Ход НОД
1. Вводная часть
Воспитатель: Каждый человек любит свою семью, свой дом. Давайте познакомимся со своей Родиной.
Дорогие ребята, у меня в руках волшебная шкатулочка. Посмотрите,что на ней изображено?
Дети: флаг России
Воспитатель: правильно дети.
Давайте теперь вместе с вами посмотрим, что в ней спрятано, но для этого нужно отгадать загадку:
Нет планеты краше и милей
Для животных, насекомых, птиц, людей.
Реки, горы и бескрайние поля
На планете, что зовем…
(Земля)
Дети: Земля
Воспитатель: правильно, ребята. Это Земля.
Какая она удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. А интересно, что я смогу найти в нашей шкатулочке?
Давайте вместе в нее заглянем и увидим, что в ней спрятано. Посмотрите, здесь рисунок нашей Земли. Земля наша круглая. Мы с вами живем в самой прекрасной стране на планете Земля. Ребята, а вы знаете, как называется наша страна?
Дети: да, мы живем в России.
Воспитатель: правильно, наша страна называется - Россия.
Страна Россия славится своей красивой природой, в которой живут замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
Воспитатель: Ребята, у нас есть маленькая модель Земли. Как она называется?
Дети: глобус
Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на глобусе?
(Ребенок показывает).
Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.
2. Основная часть.
Давайте поиграем в игру.
Игра «Россия – родина моя» Как называется наша страна?
(Россия)
Люди живущие в России?
(русские)
Столица нашей родины?
(Москва)
Какие государственные символы России? (Герб, Гимн, Флаг) Кто является президентом России?
(Владимир Владимирович Путин)
Воспитатель: А теперь давайте ещё раз посмотрим,что есть в шкатулочке.
Смотрите, что это я нашла? Ребята, что это? (показывает флаг России)
Дети: это - флаг.
Воспитатель: правильно. Ответьте на вопрос, какую страну символизирует этот флаг?
Дети: Россию.
Воспитатель: смотрите! Это наш ФЛАГ! Какого же он цвета? (Ответы детей)
Воспитатель: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос:
сверху белое, посредине голубое, внизу красное.
Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба.
Воспитатель: действительно в нашей стране много белого цвета – конечно же, это белые облака, снег. Это цвет доброты и мира.
Дети: а синий цвет что означает?
Воспитатель: это голубое небо, реки и озера.
Дети: а что означает красный цвет?
Воспитатель: Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
Воспитатель: А что же ещё лежит в шкатулочке? (достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.
У нас красивый ГЕРБ! На нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл - символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Обратите внимание какого цвета:
конь? (белого), плащ у всадника? (синего), сам щит? (красного)
Что напоминают вам эти цвета? (цвета флага).
Включает аудиозапись. Звучит гимн России.
Воспитатель: А что такое ГИМН?
Дети: главная песня России.
Воспитатель: правильно, гимн — это торжественная песня.
Гимн является официальным символом государства.
Когда исполняется гимн?
Дети: в главных событиях России.
Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
Давайте вспомним, как надо слушать гимн.
Дети: Стоя, не разговаривать.
Воспитатель: правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.
Воспитатель: на нашей планете много разных стран, людей и народов. Но у каждого народа есть своя Родина. Ребята, а кто из вас знает стихи о Родине?
Дети:
1ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.
2ребенок:
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
Воспитатель: Так что же такое – Родина?
Родина – это страна, в которой мы живем. Ребята, скажите, а что или кого еще можно назвать Родиной?
Дети: наш дом, наш город, улица, мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дети.
Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Подбери словечко».
Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Дети: мама, папа, дом, детский сад, город, деревня.
Воспитатель: что мы называем родным, всё это и есть Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).
Кто мне скажет, как называется город, в котором мы живем?
Дети: Иваново
Воспитатель: Молодцы ребята. Я предлагаю поиграть в игру: «Назови улицу». (Дети называют улицы города Иваново).
У нашего народа есть много пословиц и поговорок, предлагаю их вспомнить:
1. Нет в мире краше Родины нашей!
2. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим!
3. Кто за Родину горой, тот защитник и герой!
Воспитатель: Молодцы ребята, все эти мудрые слова о добре и любви, о защите нашей страны от врагов. А как мы с вами можем защищать нашу страну?
Дети: расти большими и сильными; совершать хорошие поступки; быть честными и справедливыми.
Воспитатель: Постойте, что-то еще спрятано в нашей шкатулочке.
Воспитатель показывает детям рисунок березы.
Ребята, кто мне скажет, что это за дерево?
Дети: береза
Воспитатель: правильно ребята. Береза – это символ красоты природы России. Предлагаю вам самостоятельно разукрасить березу.
Дети рисуют дерево.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и чем занимались?
Дети: говорили о нашей стране России, читали стихи и пословицы, играли в игры.
Воспитатель: Ребята, любите нашу страну Россию, больше узнавайте о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране мира - России!