Публикации (статьи, материалы)

КОНСПЕКТ НОД ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ (ПАТРИОТИЧЕСКОМУ) ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Смирнова Любовь Сергеевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 108, г. Иваново

Библиографическое описание:
Смирнова Л.С. КОНСПЕКТ НОД ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ (ПАТРИОТИЧЕСКОМУ) ВОСПИТАНИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
Цель: Развивать у детей любовь к Родине. Формировать у детей чувство патриотизма, дать представление, что такое Родина.

Задачи: воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет.

Обучающие: систематизировать знания детей о символике государства.

Продолжать обогащать и расширять активный словарь.

Развивающие: развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы. Продолжать развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать в детях интерес к родной стране, формировать чувство гордости за свою Родину.

Материал и оборудование: Демонстрационный материал: глобус, герб, флаг, фото символов России, книга «Наша Родина – Россия».

Раздаточный материал: изображённая на картоне береза, цветные карандаши.

Предварительная работа:

1.Беседы о родной стране – России;

2.Рассматривание книги «Наша Родина – Россия»;

3.Знакомство детей с государственными символами России – флаг, герб, гимн, их значение для страны, толкование;

4.Знакомство детей с глобусом;

5.Чтение стихотворений о Родине, пословиц, рассматривание фотографий, пейзажей;

6.Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин змей» 7. Рассматривание различных иллюстраций символов России

8. Прослушивание гимна России.

Ход НОД

1. Вводная часть

Воспитатель: Каждый человек любит свою семью, свой дом. Давайте познакомимся со своей Родиной.

Дорогие ребята, у меня в руках волшебная шкатулочка. Посмотрите,что на ней изображено?

Дети: флаг России

Воспитатель: правильно дети.

Давайте теперь вместе с вами посмотрим, что в ней спрятано, но для этого нужно отгадать загадку:

Нет планеты краше и милей

Для животных, насекомых, птиц, людей.

Реки, горы и бескрайние поля

На планете, что зовем…

(Земля)

Дети: Земля

Воспитатель: правильно, ребята. Это Земля.

Какая она удивительная. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. А интересно, что я смогу найти в нашей шкатулочке?

Давайте вместе в нее заглянем и увидим, что в ней спрятано. Посмотрите, здесь рисунок нашей Земли. Земля наша круглая. Мы с вами живем в самой прекрасной стране на планете Земля. Ребята, а вы знаете, как называется наша страна?

Дети: да, мы живем в России.

Воспитатель: правильно, наша страна называется - Россия.

Страна Россия славится своей красивой природой, в которой живут замечательные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.

Воспитатель: Ребята, у нас есть маленькая модель Земли. Как она называется?

Дети: глобус

Воспитатель: Кто из вас может показать территорию России на глобусе?

(Ребенок показывает).

Воспитатель: Россия - самая большая страна в мире. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом конце начинается утро, на одном конце нашей страны может идти снег, а на другом - припекать солнце.

2. Основная часть.

Давайте поиграем в игру.

Игра «Россия – родина моя» Как называется наша страна?

(Россия)

Люди живущие в России?

(русские)

Столица нашей родины?

(Москва)

Какие государственные символы России? (Герб, Гимн, Флаг) Кто является президентом России?

(Владимир Владимирович Путин)

Воспитатель: А теперь давайте ещё раз посмотрим,что есть в шкатулочке.

Смотрите, что это я нашла? Ребята, что это? (показывает флаг России)
Дети: это - флаг.

Воспитатель: правильно. Ответьте на вопрос, какую страну символизирует этот флаг?

Дети: Россию.

Воспитатель: смотрите! Это наш ФЛАГ! Какого же он цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос:

сверху белое, посредине голубое, внизу красное.

Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба.

Воспитатель: действительно в нашей стране много белого цвета – конечно же, это белые облака, снег. Это цвет доброты и мира.

Дети: а синий цвет что означает?

Воспитатель: это голубое небо, реки и озера.

Дети: а что означает красный цвет?

Воспитатель: Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.

Воспитатель: А что же ещё лежит в шкатулочке? (достает иллюстрацию герба России.) Это, ребята, герб России.

У нас красивый ГЕРБ! На нём изображён необычный, а двуглавый орёл. Орёл - символ солнца и небесной силы, бессмертия. А двуглавый он потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе, поэтому одна голова повернута на восток, а другая на запад. Внутри герба, на груди орла, расположен щит, на щите всадник на коне. Это Георгий Победоносец (святой, который считается защитником добра на земле) он пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Обратите внимание какого цвета:

конь? (белого), плащ у всадника? (синего), сам щит? (красного)

Что напоминают вам эти цвета? (цвета флага).

Включает аудиозапись. Звучит гимн России.

Воспитатель: А что такое ГИМН?

Дети: главная песня России.

Воспитатель: правильно, гимн — это торжественная песня.

Гимн является официальным символом государства.

Когда исполняется гимн?

Дети: в главных событиях России.

Воспитатель: Да, ребята, гимн исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.

Давайте вспомним, как надо слушать гимн.

Дети: Стоя, не разговаривать.

Воспитатель: правильно, таким образом, гражданин страны проявляет уважение к гимну страны. Давайте послушаем отрывок и внимательно вслушаемся в замечательные торжественные слова о России.

Воспитатель: на нашей планете много разных стран, людей и народов. Но у каждого народа есть своя Родина. Ребята, а кто из вас знает стихи о Родине?
Дети:

1ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем, И березки, вдоль которых Рядом с мамой мы идем.

2ребенок:

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном!»

Воспитатель: Так что же такое – Родина?

Родина – это страна, в которой мы живем. Ребята, скажите, а что или кого еще можно назвать Родиной?

Дети: наш дом, наш город, улица, мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дети.

Воспитатель: предлагаю поиграть в игру «Подбери словечко».

Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

Дети: мама, папа, дом, детский сад, город, деревня.

Воспитатель: что мы называем родным, всё это и есть Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица).

Кто мне скажет, как называется город, в котором мы живем?

Дети: Иваново

Воспитатель: Молодцы ребята. Я предлагаю поиграть в игру: «Назови улицу». (Дети называют улицы города Иваново).

У нашего народа есть много пословиц и поговорок, предлагаю их вспомнить:

1. Нет в мире краше Родины нашей!

2. Чужой земли не хотим, а своей не отдадим!

3. Кто за Родину горой, тот защитник и герой!

Воспитатель: Молодцы ребята, все эти мудрые слова о добре и любви, о защите нашей страны от врагов. А как мы с вами можем защищать нашу страну?

Дети: расти большими и сильными; совершать хорошие поступки; быть честными и справедливыми.

Воспитатель: Постойте, что-то еще спрятано в нашей шкатулочке.

Воспитатель показывает детям рисунок березы.

Ребята, кто мне скажет, что это за дерево?
Дети: береза

Воспитатель: правильно ребята. Береза – это символ красоты природы России. Предлагаю вам самостоятельно разукрасить березу.

Дети рисуют дерево.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и чем занимались?

Дети: говорили о нашей стране России, читали стихи и пословицы, играли в игры.

Воспитатель: Ребята, любите нашу страну Россию, больше узнавайте о ее истории, берегите природу, храните ее обычаи и традиции! Гордитесь тем, что живете в самой большой, сильной и самой доброй стране мира - России!


Дошкольное образование