ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ БИНАРНЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ
Грацианская Валентина Валерьевна, учитель ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики Калининского района Санкт-Петербурга
Библиографическое описание: Грацианская В.В. ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ БИНАРНЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ ВО 2 КЛАССЕ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
В современном образовательном процессе всё большее внимание уделяется интеграции различных предметов. Одним из эффективных методов является проведение бинарных уроков, которые позволяют объединить знания из разных областей и способствуют комплексному восприятию учебного материала. В данной статье мы рассмотрим опыт преподавания бинарных уроков по математике и окружающему миру во 2 классе.
Целью бинарных уроков является формирование у учащихся целостной картины мира развитие их познавательных интересов и способностей, а также повышение мотивации к обучению. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
1. Интеграция знаний из математики и окружающего мира для решения практических задач.
2. Развитие логического мышления и умения применять математические знания в повседневной жизни.
3. Формирование представлений о взаимосвязи природных явлений и математических закономерностей.
4. Воспитание бережного отношения к природе и понимания роли математики в описании и изучении окружающего мира.
Для проведения бинарных уроков по математике и окружающему миру можно использовать различные методы и приёмы. Вот некоторые из них:
Проблемное обучение. На уроке создаётся проблемная ситуация, которая требует от учащихся применения знаний из обеих предметных областей для её решения. Например, можно предложить задачу, связанную с расчетом времени цветения растений в зависимости от температуры воздуха.
Проектная деятельность. Учащиеся могут работать над проектом, который объединяет знания из математики и окружающего мира. Например, проект «Математика в природе» может включать в себя изучение геометрических форм в природе расчёт расстояний между объектами и т. д.
Игровые технологии. Игры и игровые ситуации помогают сделать урок более интересным и увлекательным. Например, можно провести игру «Математический лабиринт» где учащиеся должны будут решать математические задачи, связанные с ориентированием на местности и определением расстояний.
Исследовательская деятельность. Учащиеся могут провести исследование, связанное с применением математических методов для изучения природных явлений. Например, можно исследовать зависимость высоты растений от количества осадков или температуры воздуха.
Рассмотрим несколько примеров бинарных уроков по математике и окружающему миру во 2 классе.
Урок «Математика и природа». На этом уроке учащиеся могут изучить геометрические формы в природе, например, форму листьев цветов камней. Затем они могут выполнить задания на распознавание и классификацию геометрических форм в природе.
Урок «Время и природные явления». На этом уроке учащиеся могут изучить единицы измерения времени и применить их для расчёта времени цветения растений времени восхода и заката солнца.
Урок «Математика в экологии». На этом уроке учащиеся могут изучить статистические данные о состоянии окружающей среды, например, уровень загрязнения воздуха или воды. Затем они могут выполнить задания на анализ этих данных и сделать выводы о состоянии окружающей среды.
Проведение бинарных уроков по математике и окружающему миру во 2 классе способствует формированию у учащихся целостной картины мира развитию их познавательных интересов и способностей, а также повышению мотивации к обучению. Интеграция знаний из разных предметных областей позволяет учащимся увидеть взаимосвязь между математикой и окружающим миром что способствует более глубокому пониманию учебного материала.
Однако проведение бинарных уроков требует от учителя тщательной подготовки и планирования. Необходимо разработать систему заданий и упражнений, которые будут способствовать достижению поставленных целей и задач. Также важно учитывать возрастные особенности учащихся и адаптировать материал под их уровень развития.
Таким образом бинарные уроки по математике и окружающему миру являются эффективным методом обучения, который способствует комплексному восприятию учебного материала и формированию у учащихся целостной картины мира.
Список литературы:
1. Гришаков С. С., Демин А. А., Шарова О. М. БИНАРНЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС // Инновационная наука. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/binarnyy-urok-vkontekste-realizatsii-trebovaniy-fgos (дата обращения: 02.06.2025). 2. Игнатова О.Г. ПРИМЕНЕНИЕ БИНАРНЫХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ФАКТОР ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС ООО // Наука и школа. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-binarnyh-urokov-pomatematike-kak-faktor-dostizheniya-trebovaniy-obnovlennyh-fgos-ooo (дата обращения: 02.06.2025). 3. Молокова А. В., Смолеусова Т. В., Погребняк Е. В., Лукашенко Н. С., Понуровская В. В. ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: МЕТОДИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ // Нижегородское образование. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnostiobuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly-metodicheskaya-sessiya-dlya-uchiteley (дата обращения: 02.06.2025). 4. Стругацкая А Н. Нестандартные уроки математики: понятие и виды // На пути к гражданскому обществу. 2025. №1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nestandartnye-uroki-matematiki-ponyatie-ividy (дата обращения: 02.06.2025).