Орлова Галина Анатольевна, учитель - логопед ГБДОУ № 1 Пушкинского района Санкт - Петербурга
Библиографическое описание:
Орлова Г.А. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Библиографическое описание:
Орлова Г.А. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf
Автоматизация звуков.
Автоматизация звуков – это сложный и длительный процесс, представляющий собой финальную стадию коррекционной работы над произносительными нарушениями у детей. После того, как ребенок, при помощи логопеда, научился правильно произносить определенный звук, необходимо добиться его бессознательного и устойчивого использования в спонтанной речи. Это не простое запоминание, а глубокое интеграция нового звукового навыка в речевую систему. Процесс автоматизации проходит несколько этапов, каждый из которых требует терпения и систематических занятий. Сначала звук вводится в изолированном произношении – ребенок многократно повторяет его в чистом виде. Затем он включается в слоги различной структуры (например, открытые слоги - МА, ЗА, и закрытые слоги - АМ, АЗ). После освоения слогов, начинается работа со словами, сначала простыми, содержащими целевой звук в начале, середине и конце слова (например, для звука «Р» - рама, крот, пар). Далее включаются фразы и короткие предложения, постепенно усложняющиеся по структуре и содержанию. И только после уверенного использования звука во всех этих формах, можно переходить к работе с самостоятельной, спонтанной речью. Важно помнить о принципе последовательности: переход к следующему этапу возможен только после полного усвоения предыдущего. Если ребенок испытывает трудности на каком-либо этапе, не следует торопиться. Лучше дополнительно отработать проблемные моменты, используя различные игровые и речевые упражнения, прежде чем двигаться дальше.
Роль родителей в процессе автоматизации звуков неоценима. Они являются ключевыми помощниками логопеда. Ежедневные занятия, проводимые в игровой форме, значительно ускоряют процесс. Например, можно использовать стишки, песенки, сказки, включающие целевой звук. Полезны также различные артикуляционные игры, которые помогают укреплять мышечный аппарат речевого аппарата и развивают чувствительность к артикуляции. Важно создавать мотивационную среду, поощрять усилия ребенка, хвалить его даже за небольшие успехи. Помните, что критика и давление могут привести к обратному эффекту: ребенок может зажаться, и процесс автоматизации замедлится. Ошибки неизбежны, и важно относиться к ним спокойно и положительно. Поправляйте ребенка так, чтобы он понимал в чем его ошибка, и как ее исправить. Не надо прерывать ребенка на половине фразы, лучше дослушать до конца, а затем мягко и терпеливо поправить его произношение. Можно показать правильную артикуляцию зеркала, или использовать имитацию. Важно, чтобы ребенок сам контролировал свою речь, учился определять наличие звука в слове, его позицию и корректировать произношение. Это развивает фонематический слух и самоконтроль. Профессиональная помощь логопеда незаменима. Логопед разрабатывает индивидуальную программу, подбирает необходимые упражнения, контролирует процесс и в случае необходимости корректирует его. Посещение логопеда должно проходить регулярно, а домашние занятия должны быть систематическими и согласованы с рекомендациями специалиста. Только при таком подходе можно добиться быстрой и эффективной автоматизации звуков. Важно помнить, что автоматизация – это не одномоментный процесс. Это долгое и трудоёмкий путь, требующий терпения, настойчивости и совместных усилий ребенка, родителей и логопеда. Звук считается автоматизированным, когда ребенок произносит его спонтанно, без особого контроля и усилий, в различных речевых ситуациях и на протяжении длительного времени. Если же ребенок по-прежнему испытывает трудности с произношением звука в спонтанной речи, необходимо продолжать работу над его автоматизацией, возможно, пересмотрев методику занятий. Важно не сдаваться и поддерживать ребенка на всех этапах этого важного процесса.
Список литературы:
И. Светлова. Домашний логопед. М.: «Издательство Эксмо,2013 г.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье.-М.2008г.
Автоматизация звуков – это сложный и длительный процесс, представляющий собой финальную стадию коррекционной работы над произносительными нарушениями у детей. После того, как ребенок, при помощи логопеда, научился правильно произносить определенный звук, необходимо добиться его бессознательного и устойчивого использования в спонтанной речи. Это не простое запоминание, а глубокое интеграция нового звукового навыка в речевую систему. Процесс автоматизации проходит несколько этапов, каждый из которых требует терпения и систематических занятий. Сначала звук вводится в изолированном произношении – ребенок многократно повторяет его в чистом виде. Затем он включается в слоги различной структуры (например, открытые слоги - МА, ЗА, и закрытые слоги - АМ, АЗ). После освоения слогов, начинается работа со словами, сначала простыми, содержащими целевой звук в начале, середине и конце слова (например, для звука «Р» - рама, крот, пар). Далее включаются фразы и короткие предложения, постепенно усложняющиеся по структуре и содержанию. И только после уверенного использования звука во всех этих формах, можно переходить к работе с самостоятельной, спонтанной речью. Важно помнить о принципе последовательности: переход к следующему этапу возможен только после полного усвоения предыдущего. Если ребенок испытывает трудности на каком-либо этапе, не следует торопиться. Лучше дополнительно отработать проблемные моменты, используя различные игровые и речевые упражнения, прежде чем двигаться дальше.
Роль родителей в процессе автоматизации звуков неоценима. Они являются ключевыми помощниками логопеда. Ежедневные занятия, проводимые в игровой форме, значительно ускоряют процесс. Например, можно использовать стишки, песенки, сказки, включающие целевой звук. Полезны также различные артикуляционные игры, которые помогают укреплять мышечный аппарат речевого аппарата и развивают чувствительность к артикуляции. Важно создавать мотивационную среду, поощрять усилия ребенка, хвалить его даже за небольшие успехи. Помните, что критика и давление могут привести к обратному эффекту: ребенок может зажаться, и процесс автоматизации замедлится. Ошибки неизбежны, и важно относиться к ним спокойно и положительно. Поправляйте ребенка так, чтобы он понимал в чем его ошибка, и как ее исправить. Не надо прерывать ребенка на половине фразы, лучше дослушать до конца, а затем мягко и терпеливо поправить его произношение. Можно показать правильную артикуляцию зеркала, или использовать имитацию. Важно, чтобы ребенок сам контролировал свою речь, учился определять наличие звука в слове, его позицию и корректировать произношение. Это развивает фонематический слух и самоконтроль. Профессиональная помощь логопеда незаменима. Логопед разрабатывает индивидуальную программу, подбирает необходимые упражнения, контролирует процесс и в случае необходимости корректирует его. Посещение логопеда должно проходить регулярно, а домашние занятия должны быть систематическими и согласованы с рекомендациями специалиста. Только при таком подходе можно добиться быстрой и эффективной автоматизации звуков. Важно помнить, что автоматизация – это не одномоментный процесс. Это долгое и трудоёмкий путь, требующий терпения, настойчивости и совместных усилий ребенка, родителей и логопеда. Звук считается автоматизированным, когда ребенок произносит его спонтанно, без особого контроля и усилий, в различных речевых ситуациях и на протяжении длительного времени. Если же ребенок по-прежнему испытывает трудности с произношением звука в спонтанной речи, необходимо продолжать работу над его автоматизацией, возможно, пересмотрев методику занятий. Важно не сдаваться и поддерживать ребенка на всех этапах этого важного процесса.
Список литературы:
И. Светлова. Домашний логопед. М.: «Издательство Эксмо,2013 г.
Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье.-М.2008г.