СТАТЬЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сотникова Светлана Анатольевна, воспитатель ГБДОУ детский сад № 87 Калининского района, г. Санкт-Петербург
Библиографическое описание: Сотникова С.А. СТАТЬЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 11 (20). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/20.pdf
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики играет колоссальную роль в формировании личности ребенка. Пальчиковая гимнастика, являясь одним из эффективных инструментов развития, оказывает многогранное влияние на становление когнитивных, речевых и эмоциональных функций.
Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Начнем с того, что движения пальцев напрямую связаны с речевым центром головного мозга. Развитие мелкой моторики стимулирует речевую активность, улучшает артикуляцию и способствует расширению словарного запаса. Дети, регулярно занимающиеся пальчиковой гимнастикой, легче осваивают письмо и чтение в будущем.
Кроме того, пальчиковая гимнастика способствует развитию внимания, памяти и мышления. Выполнение упражнений, требующих концентрации и координации, тренирует умение сосредотачиваться на поставленной задаче, запоминать последовательность действий и анализировать полученный результат. Это особенно важно для подготовки к школе, где требуется усидчивость и умение работать самостоятельно.
Нельзя не отметить и положительное влияние пальчиковой гимнастики на эмоциональную сферу ребенка. Выполнение упражнений приносит удовольствие, снимает мышечное напряжение и способствует расслаблению. Это особенно важно для гиперактивных детей, которым сложно контролировать свои движения и эмоции.
Пальчиковая гимнастика в возрасте 3-4 лет – это не просто забава, а важный элемент развития ребенка, способствующий улучшению мелкой моторики, координации движений и речи. В этом возрасте дети особенно восприимчивы к новым навыкам, и пальчиковые игры помогают им в игровой форме осваивать сложные движения.
Интеграция пальчиковой гимнастики в повседневную жизнь также может быть весьма эффективной. Например, можно использовать игры с пальчиками во время чтения сказок, пения песенок или выполнения домашних дел. Это позволит ребенку развивать мелкую моторику в естественной и непринужденной обстановке.
Цели и задачи пальчиковой гимнастики:
•Развитие мелкой моторики: Упражнения для пальцев и кистей рук укрепляют мышцы, улучшают координацию движений.
•Стимуляция речи: Мелкая моторика напрямую связана с речевыми центрами в мозге, поэтому развитие пальцев способствует развитию речи.
•Развитие внимания и памяти: Игры с пальцами требуют концентрации и запоминания последовательности движений.
•Развитие воображения и творчества: Пальчиковые игры часто сопровождаются стишками и сказками, что стимулирует воображение. Примеры упражнений:
1. "Пальчики здороваются": Поочередно соединяем кончики пальцев обеих рук, начиная с больших пальцев.
2. "Колечки": Поочередно соединяем большой палец с остальными, образуя колечки.
3. "Замок": Сцепляем пальцы в замок, а затем поочередно двигаем пальцами вверх и вниз.
4. "Пальчики шагают": Пальчики "шагают" по столу или коленям, имитируя ходьбу.
5. “Встали пальчики”: Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
6. "Сорока-ворона": Классическая игра, при этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала, Этому дала.
Рекомендации:
•Начинайте с простых упражнений и постепенно переходите к более сложным.
•Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение — двумя руками вместе.
•Проводите занятия регулярно, но не переутомляйте ребенка. Достаточно 5-10 минут в день.
•Превратите занятия в игру, используя стишки, песенки и забавные истории.
•Хвалите ребенка за успехи и поддерживайте его интерес к занятиям.
В заключение, пальчиковая гимнастика – это не просто развлечение, а эффективный инструмент развития, способствующий всестороннему развитию ребенка. Регулярные занятия, проводимые в игровой форме, помогут вашему ребенку успешно подготовиться к школе и достичь успеха в будущем.
Пальчиковая гимнастика, как часть комплексного подхода к развитию ребенка, должна быть разнообразной и интересной. Важно использовать различные материалы: крупы, бусины, пуговицы, тесто, пластилин, чтобы стимулировать тактильные ощущения и развивать мелкую моторику с разных сторон. Игры с этими материалами не только полезны, но и увлекательны, что делает процесс обучения более эффективным и приятным для ребенка.
Родителям и педагогам следует помнить, что пальчиковая гимнастика должна проводиться регулярно и систематически. Начинать можно с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно выполнял движения и не переутомлялся. Продолжительность занятий должна соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.
Важно помнить, что развитие мелкой моторики – это длительный и непрерывный процесс. Не стоит ожидать мгновенных результатов, но при регулярных и целенаправленных занятиях вы обязательно увидите положительные изменения в развитии вашего ребенка.
Список литературы:
1. Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». 2. БорисенкоС.Е., Лукина Н.А. Наши пальчики играют: Развитие мелкой моторики. С- Пб.: «Паритет», 2002г. 3. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр. Санкт-Петербург: «Каро», 2008 г.