Публикации (статьи, материалы)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П-Б»

Абдуллина Гузель Ильдусовна, учитель-логопед
ГБОУ Коррекционная школа 120 для обучающихся с ЗПР, г. Уфа

Библиографическое описание:
Абдуллина Г.И. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА НА ТЕМУ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П-Б» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
Конспект открытого логопедического занятия для обучающихся 1 класса.

Тема: Дифференциация П-Б.

Цель: Сформировать у учащихся умение различать согласные [п-б] в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Различение звуков [п-б] на слух в слогах, словах, словосочетаниях.

2. Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными.

3. Закрепление понятия твёрдый и мягкий звук.

4. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие фонематического восприятия.

2. Развитие внимания, памятия, мышления, воображения.

3. Развитие координации речи с движением.

4. Развитие общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

1. Развивать умение слушать и анализировать.

2. Воспитание умения работать в коллективе.

Оборудование:

Компьютер, муз.,сопровождение, картинки с изображением мальчика и девочки, картинки-ответы к загадкам,картинки в названиях которых есть звуки [Б и П], картинки-символы для различения твёрдого и мягкого звука, картинки-символы для различения звонкого и глухого согласного, картинка на ватмане с изображением ёлки, ёлочные картинки-шарики зелёного и синего цвета с буквами Б и П, индивидуальные карточки с буквами алфавита в разброс,простые карандаши.

Ход занятия 1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Ребята, скажите какие бывают звуки? Назовите примеры неречевых звуков. Назовите речевые звуки. Какие бывают речевые звуки? Назовите гласные звуки, которые дают твёрдость согласному звуку, рядом стоящему? Назовите гласные звуки, рядом с которыми согласный звук становится мягким. Звуки мы...., а буквы.....? Молодцы!

2. Артикуляционная гимнастика и упражнения для развития речевого дыхания.

Давайте вспомним наше правило перед артикуляционной гимнастикой: Мы будем разговаривать и будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика проводится за партами с откидывающимися зеркалами. Комплекс упражнений для губных звуков: «улыбочка», «трубочка», «качели», «часики», песенка гласных звуков с имитацией движений (А О У Ы Э) для развития речевого дыхания и голоса.

3. Введение в тему.

Ребята, сегодня на занятии у меня будут помощники Боря и Поля, которые приготовили для вас свои задания. И первое задание от них — это загадки. Загадка от Бори: Рыжая, пушистая На елочке живёт.

Крепкими зубками

Орешки грызёт (белка)

Загадка от Поли: Ходят по двору часы, Хвост невиданной красы. Ноги голенасты,

До чего горластый! (петух)

Молодцы, отгадали загадки.

Ребята, какой первый звук в имени мальчика Боря?

А какой первый звук в слове белка?

Давайте дадим характеристику звуку (согл., звонкий, твёрдый/мягкий) Какой буквой обозначается звук [Б] Какой первый звук в имени девочки Поля?

Первый звук в слове петух?

Дадим характеристику звуку (согл., глухой, твёрдый/мягкий)

Какой буквой обозначается звук [П]

Какие два звука мы будем сегодня различать? [П-Б] Чем эти звуки похожи? Чем они различаются?

4. Игры со звуками в слогах и словах.

Мы с вами поиграем в игру «[Б] или [П]». Я буду называть слоги, слова, а вы, если услышите звонкий звук [Б], поднимите сигнальную карточку с колокольчиком, а если глухой звук [П], то карточку с наушником.

Слоги: ба, бо, пы, бю, пи, пу, бя и т.д.

Хорошо, а теперь в словах!

Слова: бочка, подушка, белка, сапоги, лопата, банан и т.д.

Молодцы, а теперь то же самое, но с картинками.

Теперь мы поиграем в игру «Твёрдый/мягкий». Я буду называть слоги, слова, а вы если услышите мягкий звук [П] или [Б], поднимаете карточку зелёного цвета, если твёрдый звук, то карточку синего цвета.

Слоги: па, бу, пи, бя, бё, по, пы и т.д

Слова: пальто, бизе, пианино, петух, палка и т.д.

5. Воспроизведение слоговых рядов.

Сейчас упражнение «Повторяй за мной», я буду проговаривать слоговые ряды в определённой последовательности, а вы будете повторять.

а) Сначала хором: ба-па-ба, бо-бо-по, бэ-пэ-бэ, пы-бы-пы

б) Индивидуально: па-ба-па, по-бо-по, пэ-пэ-бэ, бы-бы-пы.

6. Звуковой анализ.

Ребята, мы с вами знаем, что звук в слове занимает определённую позицию. Он может стоять в начале, в середине, в конце слова, а может стоять в нескольких позициях. Следующее задание, которое приготовили Боря и Поля, называется «Звуковая решётка». Дети берут картинку, называют её, определяют звук в слове и позицию. (бочка, топор, грибы, лопата, зубы и т.д)

7. Физкультминутка.

-Давайте немного отдохнём. Игра с муз.сопровождением «Не боимся мы болота»

8. «Собери шишки»

Ребята, Боря попросил собрать шишки для белки.

На нашей ёлке висят шишки, непростые, а зелёного и синего цвета с буквами П и Б. Я буду показывать картинку, а вы по очереди снимать шишку, с той буквой, которая спряталась в слове. Молодцы!

9. «Посчитай-ка 1,2,3...5»

Ученики по очереди считают предметы до пяти. (одна лопата, две лопаты, три лопаты, четыре лопаты, пять лопат и т.д)

10. «Найди нужную букву»

Ребята, на ваших столах карточки с буквами. Вам нужно найти среди них букву Б и обвести её в кружочек, а букву П подчеркнуть снизу.

Молодцы!

11. Чтение слогов.
12. Подведение итогов.

Ребята, вы выполнили все задания, которые приготовили для вас Боря и Поля! Наш урок подошёл к концу.

- Какие звуки мы сегодня изучали?

- Какими буквами они обозначаются на письме?

- Чем они похожи? Чем различаются? Оценка деятельности детей.
2025-10-09 10:22 Высшее и профессиональное образование