Публикации (статьи, материалы)

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ МИРОВЫХ ГОЛОВОЛОМОК

Матвеева Надежда Евгеньевна, воспитатель ГПД
МБОУ Лицей № 110, г. Казань

Библиографическое описание:
Матвеева Н.Е. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И
МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАССИЧЕСКИХ МИРОВЫХ ГОЛОВОЛОМОК // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf
Существуют различные подходы к определению способностей.

В психологии под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, навыкам и умениям личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

В педагогике: способности – это совокупность навыков и умений, позволяющих добиться успеха в процессе воспитания и обучения детей. Они необходимы для эффективной работы как любому школьному или университетскому преподавателю, так и воспитателям дошкольных учреждений.

Рассмотрим, как трактуют понятие способности многие ученые:

С. Л. Рубинштейн считал, что способности имеют органические, наследственно закрепляющие предпосылки для развития в виде задатков [5, 346].

А. В. Петровский говорил: «Способности — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» [2, 249].

Итак, сравнение приведенных определений способностей показывает, что главными признаками способностейслужат качества личности, определяющие успешность какой-либо деятельности; свойства функциональных систем, реализующих психические функции.

В зарубежной психологии под способностями понимаются "либо врожденные особенности индивида, определяющие все будущие достижения субъекта, либо приобретенные навыки и умения". Следует отметить, что достаточно распространенным является термин "aptitude", который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей. В английском психологическом словаре он определяется, как "природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения" [1, 186].

В научной литературе различают общие и специальные способности. К общим способностям относятся наблюдательность, внимание, воображение, память, речь и т.д. Они необходимы в любой деятельности, в том числе и в процессе учебной работы. К специальным способностям можно отнести технические, математические и другие способности, то есть способности, необходимые лишь для определенной деятельности.

В исследование математических способностей внесли свой вклад такие яркие представители определенных направлений в психологии, как А. Бинэ, Э. Трондайк, Г. Ревеш и такие выдающиеся математики, как А. Пуанкаре и Ж. Адамар.

Большое разнообразие направлений определило и большое разнообразие в подходе к исследованию математических способностей, в методических средствах и теоретических обобщениях.

Все исследователи сходятся о том, что следует различать обычные, «школьные» способности к усвоению математических знаний, к их репродуцированию и самостоятельному применению и творческие математические способности, связанные с самостоятельным созданием оригинального и имеющего общественную ценность продукта.

А. Пуанкаре говорил о специфике мышления математики, о своеобразной, свойственной математикам «математической интуиции», о подсознательной творческой работе [3, 64]. Одни люди имеют слабую интуицию, но одарены хорошей памятью и вниманием – возможность хорошо понимать математику. Другие, не обладая хорошей памятью и вниманием, умеют тонко чувствовать, что также способствует усвоению математики.

Из работ отечественных авторов необходимо упомянуть Д. Мордухай-Болтовского Б. М. Теплов, В. А. Крутецкий и другие.

Сравнивая различные взгляды на математические способности, мы подчеркиваем, что главными признаками математических способностей являются:

−способность к обобщению;

−логичность и формализованность мышления;

−гибкость, глубина, систематичность, рациональность,

−аргументированность рассуждений;

−«сильная» память.

Таким образом математические способности это:

− сложное структурное психическое образование;

− своеобразный синтез свойств;

− интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. [4, 26].

Головоломка — это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.

Приведем некоторые виды головоломок:

1. Кубик Рубика.

2. Танграм.

3. Квадрат В. В. Воскобовича.

4. Китайский танграм. Магический круг. Вьетнамская игра.

5. Колумбово яйцо. Листик. Монгольская игра.

Следует отличать результат и процесс обобщения. Результат фиксируется в понятиях, суждениях, правилах. Процесс обобщения может быть по - разному организован, и в зависимости от этого говорят о двух типах обобщения - теоретическом и эмпирическом.

В курсах начальной математики наиболее часто применяется эмпирическое обобщение, при котором обобщенные знания - результат индуктивных рассуждений (умозаключений).

Если под математическими способностями подразумевать все индивидуально-психологические особенности человека, способствующие успешному овладению математической деятельностью, то нужно вычленить такие группы способностей: самые общие способности (условия), необходимые для успешного осуществления любой деятельности:

− трудолюбие;

− настойчивость;

− работоспособность;

− кроме того, хорошо развитые произвольная память и произвольное внимание, интерес и склонность заниматься данной деятельностью;

− общие элементы математических способностей, те общие особенности мыслительной деятельности, которые необходимы для очень широкого круга деятельности;

− специфические элементы математических способностей особенности умственной деятельности, которые свойственны только математику, специфичные именно для математической деятельности в отличие от всех других [6].

Сравнивая математические объекты или способы действий, ребенок выделяет их внешние общие свойства, которые могут стать содержанием понятия. Тем не менее, ориентир на внешние, доступные для восприятия свойства сравниваемых математических объектов не всегда позволяет раскрыть сущность изучаемого понятия или усвоить общий способ действия.
Список литературы:

1.Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст. [Текст] /. Н. С. Лейтес. - М.: Педагогика, 1971. – 277с.

2.Петровский, А. В. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. [Текст] /. А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1976. - 479 с.

3.Пуанкаре А. Математика и логика. [Текст] /. А. Пуанкаре. = М.: ЛКИ, 2007. - 152с.

4.Тимашова, Л. С. Развитие логического мышления школьников на уроках математики. [Текст] //. Л. С. Тимашова. - Начальная школа. – 2000. - №10. – 73с.

5.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. [Текст] /. С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720с.

6.Исследовано в России [Электронный ресурс]: методич. материал / Яросл. гос. пед. институт им. К. Д. Ушинского. - Электрон. текст. дан. – Ярославль: ЯГПИ, 2020. – режим доступа: https://infourok.ru/referat-na-temu-klassifikaciyaponyatij sposobnosti-odarennosti-i-talanta-v-trudah-b-m-teplova-i-s-lrubinshtejna-4153311.html
2025-10-27 14:07 Начальное общее образование