Публикации (статьи, материалы)

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Останина Виктория Александровна, воспитатель
МАДОУ "Росток" СПДС "Серебряное копытце"

Библиографическое описание:
Останина В.А. ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 10 (19).
URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/19.pdf
В процессе реализации Стратегии развития информационного общества, утверждённой Президентом Российской Федерации, необходимо обеспечить доступность информации для всех категорий граждан и организаций. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий, формирование информационной культуры всех субъектов образовательного процесса являются одним из приоритетных направлений образования. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, использовать их в своей педагогической деятельности.

Важно заметить, что целью использования компьютера в детском саду является не обучение ребёнка основам компьютерной грамотности, а изменение предметно-развивающей среды и использование в развитии ребёнка новых научно - обоснованных средств для всестороннего развития личности дошкольника.

Благодаря внедрению компьютеров в систему дошкольного образования, воспитатель получил возможность использовать в своей работе новые электронные образовательные ресурсы, что позволяет разнообразить и улучшить развивающую предметно-пространственную среду, тем самым повысить её качество. Электронные образовательные ресурсы используются в дошкольном образовании для обновления методов и форм работы с детьми.

Что же такое Электронные образовательные ресурсы? Это такие учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В работе с детьми целесообразно использовать компьютерные презентации, виртуальные экскурсии, интерактивные игры и многое другое.

Важно, чтобы предлагаемая информация была доступна детям, понятна и легка в восприятии и соответствовала психолого-педагогическим и санитарно -гигиеническим требованиям.

Приобщение дошкольника к миру информационной культуры – это мощный фактор в развитии интеллектуальных, эстетических, нравственных качеств ребёнка.

В своей работе мы используем следующие электронные образовательные ресурсы:

- электронные наглядно-дидактические пособия;

- презентации;

- виртуальные экскурсии;

- интерактивные игры.

В распоряжении воспитателя большой современный телевизор, ноутбук, проектор с экраном.

Профориентацию детей младшей группы целесообразно начинать с ближнего окружения, учитывая возможности малышей. Мы решили начать с профессий детского сада. Ведь в дошкольном учреждении ребёнок проводит большую часть светового дня. И профессии людей, работающих в детском саду разнообразны. Большая роль в ранней профориентации дошкольников отводиться различным дидактическим пособиям, в том числе и в электронном формате. Это позволяет заинтересовать, привлечь их внимание, сделать процесс знакомства с миром профессий более ярким и продуктивным. Именно на такие электронные дидактические пособия и был сделан упор в нашем проекте «Профессии детского сада».

Начать работу по реализации проекта мы решили с виртуальной экскурсии по детскому саду. Почему экскурсия виртуальная? Да потому, что нам, трёхлетним ребятишкам сложно пройти весь детский сад, заглядывая в каждую дверь, знакомясь с её «жителями», а также с целью соблюдения правил безопасности.

Всё началось с виртуальной экскурсии: «Маленькая страна». Здесь мы «прошли по всему зданию», познакомились с сотрудниками, узнали, чем они занимаются, нужна ли им спецодежда и важна ли их профессия для детского сада.

Затем виртуально посетили кухню: «В царстве вкусных обедов». Познакомились с поварами, посмотрели, какие большие плиты на кухне, как они варят суп, где пекутся ароматные булочки и ватрушки.

Мы продолжили изучение профессий детского сада знакомством с прачечной. Виртуальная экскурсия в прачечную: «В гости в королевство чистоты» наглядно показала ребятам, какие машины используются для стирки белья, как нужно хранить чистое бельё и какая ценная профессия прачки (машинист по стирке белья).

Конечно, мы не забыли посетить кабинет нашей медицинской сестры: Виртуальная экскурсия: «Если хочешь быть здоров!» познакомила ребят с ростомером и весами, с прививочным кабинетом, объяснила, зачем медицинской сестре холодильник.

Каждой профессии, с которой мы знакомились, мы посвящали целую неделю. Для этого была составлена циклограмма:

•первый день - виртуальная экскурсия;

•второй день – чтение художественной литературы, пословиц, отгадывание загадок;

•третий день – игры: настольные, сюжетно-ролевые, интерактивные;

•четвёртый день - художественно-творческий труд, тематика которого связана с данной профессией;

•пятый день – интерактивные игры, как закрепление ранее полученных знаний.

Дети рисовали, лепили, клеили, играли в игры, примеряли на себя различные роли, совершали виртуальные экскурсии, пробовали играть в интерактивные игры с использованием экрана и ноутбука. В процессе игры ребята встречались с мультипликационными героями – Барбариками: Боней и Базом, которые обратились к ребятам за помощью. Все дети с интересом согласились помочь героям и с желанием рассказывали им о профессиях, с которыми познакомились чуть ранее. Надо отметить, что электронные дидактические игры оказались очень интересны детям, непринуждённо увлекли их за собой в мир профессий, помогли закрепить и систематизировать полученные знания. Хочется отметить, что для более глубокого погружения детей в мир профессий, желательно дать детям возможность познакомиться с онлайн-играми.

У нас в детском саду, к сожалению, нет возможности выхода в интернет во время образовательного процесса. Мы попытались найти выход и составили перечень онлайн – игр, которые могли бы способствовать закреплению полученного детьми материала, расширению их кругозора в рамках профориентационной работы.

Нашим родителям мы предложили памятку «Играем с детьми в онлайн - игры». Где представили перечень компьютерных онлайн - игр, в которые родители совместно с детьми могли бы поиграть в домашних условиях при наличии выхода в интернет. Родители с интересом восприняли наше предложение, и большая часть из них активно играли с детьми в компьютерные игры. Дети делились впечатлениями, рассказывали о том, что они узнали нового.

Проект заинтересовал наших родителей. Они участвовали в изготовлении дидактических игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, подбирали литературные произведения для чтения и создавали с детьми поделки своими руками для участия в выставках детско-родительского творчества. В процессе реализации проекта родители оформили альбом: «Профессии наших пап и мам», Большую иллюстрированную книгу стихов и загадок «В мире профессий», изготовили Лепбук «Профессии детского сада».

Введение электронных ресурсов в образовательный процесс дошкольника можно считать одним из эффективных способов передачи знаний, шагающим в ногу со временем, так как в нашем обществе многие процессы жизни тесно связаны с электронными устройствами. И наша задача приучать использовать эти ресурсы с пользой для детей и родителей в условиях современного общества.

Используемая литература:

Интернет-ресурс https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnye-obrazovatelnyeresursy-v-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta
Использование информационных и коммуникационных технологий в дошкольных образовательных организациях: метод.рекомендации/авт.-сост. И.А. Волкова, Н.Ю. Сероштанова, Н.В. Шпарута, Е.В. Тюгаева.-Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.-39 с.
Дошкольное образование