Публикации (статьи, материалы)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАЛЕНЬКИХ ШЕДЕВРОВ. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.

Жирякова Надежда Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад» № 11 Советского района Волгограда

Библиографическое описание:
Жирякова Н.В. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ МАЛЕНЬКИХ ШЕДЕВРОВ. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.// Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 13 (22). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/22.pdf.
В последние годы подход к изобразительной деятельности с детьми претерпел значительные изменения. Если раньше акцент делался на копировании образцов и обучении реалистичному изображению, то сегодня, благодаря новым образовательным программам и технологиям, приоритетом стало раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, без навязывания ему чужого видения. Ключевую роль в этом играет умелое руководство творческим развитием.

Особенно эффективным инструментом для раскрытия творческих способностей является нетрадиционное рисование. Начиная с младшего дошкольного возраста, использование необычных техник и материалов вызывает у детей интерес к изобразительному искусству и дарит положительные эмоции. Дети с удовольствием экспериментируют с привычными предметами, открывая для себя новые возможности их применения в творчестве.

Как говорил мудрец, важно не наполнять ребенка знаниями, а зажечь в нем искру творчества. Рисование – это естественная потребность детей, способ познания мира через копирование и фантазирование. Задача педагога – научить их использовать нетрадиционные способы изображения, чтобы раскрыть их воображение.

Сегодня перед обществом стоит важная задача – воспитать поколение инициативных, творчески мыслящих людей, способных находить нестандартные решения в любой сфере деятельности.

Многообразие техник нетрадиционного рисования позволяет детям быстро достигать желаемого результата и получать удовольствие от процесса. Рисование пальцами, ладошками, создание клякс – все это увлекает и вдохновляет.

Использование нетрадиционных материалов и техник в изобразительной деятельности способствует развитию:

Мелкой моторики и тактильного восприятия.

Пространственного мышления, глазомера и зрительного восприятия.

Внимания и усидчивости.

Мышления и воображения.

Изобразительных навыков, наблюдательности, эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости.

Навыков контроля и самоконтроля.

Дети с энтузиазмом осваивают новые способы изображения, а сам процесс рисования становится для них увлекательным и захватывающим. Главный принцип работы – "учение через увлечение". Важно сначала вызвать у детей удивление и интерес, а затем дать им возможность получить удовольствие от творчества.

Нетрадиционные техники рисования – это не просто развлечение, это мощный инструмент развития личности ребенка. Они позволяют выйти за рамки привычного, экспериментировать, не бояться ошибок и находить собственные уникальные решения.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать самые разнообразные нетрадиционные техники. Например, рисование солью, когда на лист бумаги наносится клей, а затем посыпается солью. После высыхания соль окрашивается акварелью, создавая неповторимый эффект. Или рисование зубной щеткой, которое позволяет создавать текстурные изображения, имитирующие шерсть животных или листву деревьев.

Очень нравится детям рисование нитками. Нитка обмакивается в краску, затем выкладывается на лист бумаги в произвольном порядке, сверху накрывается другим листом и прижимается. После этого нитка вытягивается, оставляя на бумаге причудливый отпечаток.

Еще одна интересная техника – рисование мятой бумагой. Бумага комкается, обмакивается в краску и прикладывается к листу, создавая необычные текстуры и узоры.

Использование этих и других нетрадиционных техник позволяет мне не только развивать творческие способности детей, но и формировать у них уверенность в себе, умение выражать свои эмоции и чувства, а также находить нестандартные решения в различных ситуациях.

Важно помнить, что в процессе нетрадиционного рисования главное – не результат, а сам процесс. Необходимо создать атмосферу свободы и творчества, где дети не боятся экспериментировать и выражать себя. Только в такой атмосфере можно раскрыть их творческий потенциал и зажечь в них искру творчества.

В будущем я планирую продолжать изучать и внедрять новые нетрадиционные техники рисования в свою работу, чтобы сделать процесс обучения еще более интересным и увлекательным для детей. Я уверена, что нетрадиционное рисование – это ключ к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка и формированию гармоничной личности.

Кроме того, я планирую активно привлекать родителей к участию в творческом процессе. Совместные занятия рисованием не только укрепляют связь между родителями и детьми, но и позволяют родителям увидеть мир глазами ребенка, понять его интересы и потребности.

Я верю, что совместными усилиями педагогов и родителей мы сможем воспитать поколение творческих, инициативных и думающих людей, способных внести свой вклад в развитие общества. Ведь, как сказал Пабло Пикассо: "Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста". Наша задача – помочь детям сохранить этот дар и развить его в полной мере.
Дошкольное образование