Константинова Наталия Михайловна, воспитатель
Переходова Любовь Викторовна, воспитатель
Рыжих Надежда Анатольевна, воспитатель
Шишко Ольга Васильевна, воспитатель
МБДОУ ДС № 15, г. Камышин, Волгоградская область
Библиографическое описание:
Константинова Н.М., Переходова Л.В., Рыжих Н.А., Шишко О.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-методический журнал
«УчиЛаб». 2025. № 1 (10). Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/102.pdf.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
В наше время растет большое количество детей с разнообразными речевыми нарушениями, поэтому своевременно начатая в дошкольном возрасте коррекционно – развивающая работа помогает компенсировать проблемы речевого развития у детей, а также снизить риски возникновения проблем письменной речи в начальной школе. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Воспитатели логопедических групп находятся в постоянно поиске новых методических технологий, форм работы, помогающих максимально скорректировать проблемы речевого развития, в комплексе с формированием всесторонне развитой гармоничной личности.
Педагоги стремятся раскрыть творческий потенциал каждого ребенка с помощью повышения его познавательной активности, поддержания постоянного интереса к занятиям, продуктивного взаимодействия с педагогом, развития межличностных отношений в коллективе сверстников.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может изменить отношение самого ребёнка к себе, реализует его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Роль в театрализованной игре может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Следовательно, в коррекционно – образовательном процессе для детей с речевыми нарушениями необходимо выстраивание модели обучения нацеленной на развитие игровой мотивации, развитие речи и связанных с ней психических процессов, что позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Основные функции театрализованной деятельности является:
-катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
-регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
-коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).
Основопологающими критериями в коррекционно – образовательном процессе для детей с речевыми нарушениями в театрализованной деятельности является:
•Тесная взаимосвязь развитие речи с формированием эмоциональной сфере ребёнка.
•Взаимосвязь эмоциональной насыщенности ребенка с запоминанием различного по содержанию материала.
•Ребенок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.
•Эмоции детей оказывают регулирующее, стимулирующее воздействия на детей с речевыми нарушениями, побуждают к усиленным занятиям, изучаемый материал становится занимательным, что вызывает активное к нему отношение.
Театрализованная деятельность оказывает психо-терапевтическое воздействие; обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, нарушение когнитивной (познавательной сферы), нарушение аффективной (эмоциональной – волевой) сферы.
Детский возраст – это возраст «удивления» возраст расцвета всех высших психических функций – памяти, внимания, мышления. К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребенку картинку – и он заговорит».
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Наибольший эмоциональный отклик получают дети в театрализованной деятельности, где они могут «примерить на себя» образ героя. Именно использование элементов театрализованной деятельности является темой нашей работы.
Такая форма работы позволяет решить важный вопрос формирования образного мышления в детском возрасте – важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:
1. Чтобы найти решения для какой – либо задачи, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуацию.
2. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.
Именно поэтому дошкольников нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.
Новизна данной работы заключается в коррекции всех компонентов речи с точки зрения эмоционального статуса ребенка.
Дошкольное учреждение Д с № 15 г. Камышина работает по «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОНР » Нищевой Натальи Валентиновны. Данная программа включает цикл 10 интегрированных занятий, направленных на всестороннее и последовательное развитие у детей речи и связанных с ней психических процессов.
В дополнении к данному циклу занятий разработана технология использования элементов театрализованной деятельности.
Изготовление атрибутов для театрализации сказок в строгом соответствие с иллюстрациями пособия автора, но выполненные в увеличенном размере, в виде театральной декорации с дополнительным элементами.
Данная технология рассчитана на долгосрочный проект, целью которой разработка и внедрение в образовательную деятельность театрализацию цикла «Развивающих сказок» Н. В. Нищевой. Театрализация сказок предполагает
передачу эмоций через пантомимику, голосоведения ребенка. Акцентируется внимание на лице ребенка-актер, через вырезанные маски для лица.
Дети-актеры соотносят себя с объектами, изображенными на декорации, через мышление
образами. Они составляет психоэмоциональный портрет героя, смотрят на плакат, где его герой в своей среде, в правильных пропорциях и читают реплику, мимикой и голосоведением передают настроение, замыслы героя.
Дети - зрители наблюдая игру актеров в масках, и соотносят их персонажей с изображениями при этом обогащают свой эмоциональный опыт, расширяют знания об окружающем мире, сочувствуют, переживают, радуются и грустят вместе с актерами –детьми. Каждый ребенок может быть и актером, и зрителем. Данный вид театрализации хорошо зарекомендовал себя в использовании в свободной деятельности во второй половине дня.
Работа над данной технологией ведется второй год, в подготовительной группе была внедрена в образовательную деятельность театрализация сказки «Как олененку маму искали».
Представляем вашему вниманию театрализованную сказку «Как олененку маму искали»
Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов.» Цель: развитие речи.
Образовательные задачи: актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Совершенствование словообразовательных навыков (образование имен существительных с помощью суффиксов -их-, -ух- иц-, -онок-,-нок-, -ат-,- ят-.)
Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов на, из, из-за, из-под. Развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи, зрительного и слухового восприятия и внимания, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: декорация большого формата (выполненная на рулоне обоев длинной 2, 5 метра), изображение леса с его обитателями (олененок, зайчиха, барсучиха, белка, ежиха, медведица), драпировочная ткань –вуаль, зеленого цвета длина 2.5, ширина 1,3, и 10 тканевых треугольников разного размера, для создания объема, символизирующие траву, кустарники и деревья.
Предварительная работа: проведение занятия согласно конспекту пособия Развивающие сказки Н. В. Нищевой.
Ход занятия
Слова автора читает учитель-логопед ли воспитатель:
Эта история случилось летом. На лесной полянке плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
Мама! Мам!
Неожиданно на ветку дума прыгнула белка и спросила:
-Что случилось, ты потерялся?
Да, я потерял маму.
-А какая твоя мама?
-У нее есть пушистый рыженький хвостик? спросила белка.
Нет, -горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалочку вышла медведица и сказала:
-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
-Нет-продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание и из под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась, и сказала:
-Я знаю,у твоей мамы колючки на спине.
-Нееет,- продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты и оттуда выскочила зайчиха, она спросила:
-Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
-Нет!нет!,-зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха:
-Может у твоей мамы полосочки на мордочке? - поинтересовалась она.
-Нет же!- неожиданно рассмеялся малыш.
-Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами да еще с полосками на мордочке?
-Да уж!- засмеялись все лесные мамы. А какая твоя мама?
-Моя мама- самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
-Знаем! Знаем! - загалдели лесные мамы. Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы!
Дети – актеры выходят на поклон
Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а также варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес. К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов.
Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции речевого развития детей за счет комплексного аффективно – коммуникативного воздействия, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи и воображения, формирование основ образного мышления детей
Используемая литература
1 Нищева Н.В. Развивающие сказки Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Учебно-методическое пособие-конспект. 48 с., СПб.: ООО «Издательство «Детство- ПРЕСС», 2020-48., с цветная вклейка.
2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994.
Переходова Любовь Викторовна, воспитатель
Рыжих Надежда Анатольевна, воспитатель
Шишко Ольга Васильевна, воспитатель
МБДОУ ДС № 15, г. Камышин, Волгоградская область
Библиографическое описание:
Константинова Н.М., Переходова Л.В., Рыжих Н.А., Шишко О.В.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Научно-методический журнал
«УчиЛаб». 2025. № 1 (10). Часть 2. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/102.pdf.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок».
В. А. Сухомлинский
В наше время растет большое количество детей с разнообразными речевыми нарушениями, поэтому своевременно начатая в дошкольном возрасте коррекционно – развивающая работа помогает компенсировать проблемы речевого развития у детей, а также снизить риски возникновения проблем письменной речи в начальной школе. Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Воспитатели логопедических групп находятся в постоянно поиске новых методических технологий, форм работы, помогающих максимально скорректировать проблемы речевого развития, в комплексе с формированием всесторонне развитой гармоничной личности.
Педагоги стремятся раскрыть творческий потенциал каждого ребенка с помощью повышения его познавательной активности, поддержания постоянного интереса к занятиям, продуктивного взаимодействия с педагогом, развития межличностных отношений в коллективе сверстников.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, которая может изменить отношение самого ребёнка к себе, реализует его потенциальные возможности и первые творческие проявления. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Роль в театрализованной игре может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Следовательно, в коррекционно – образовательном процессе для детей с речевыми нарушениями необходимо выстраивание модели обучения нацеленной на развитие игровой мотивации, развитие речи и связанных с ней психических процессов, что позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Основные функции театрализованной деятельности является:
-катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);
-регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);
-коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).
Основопологающими критериями в коррекционно – образовательном процессе для детей с речевыми нарушениями в театрализованной деятельности является:
•Тесная взаимосвязь развитие речи с формированием эмоциональной сфере ребёнка.
•Взаимосвязь эмоциональной насыщенности ребенка с запоминанием различного по содержанию материала.
•Ребенок в силу своего возраста не способен делать то, что не вызывает у него интереса и эмоционального всплеска.
•Эмоции детей оказывают регулирующее, стимулирующее воздействия на детей с речевыми нарушениями, побуждают к усиленным занятиям, изучаемый материал становится занимательным, что вызывает активное к нему отношение.
Театрализованная деятельность оказывает психо-терапевтическое воздействие; обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы, нарушение когнитивной (познавательной сферы), нарушение аффективной (эмоциональной – волевой) сферы.
Детский возраст – это возраст «удивления» возраст расцвета всех высших психических функций – памяти, внимания, мышления. К.Д.Ушинский говорил: «Дайте ребенку картинку – и он заговорит».
Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией.
Наибольший эмоциональный отклик получают дети в театрализованной деятельности, где они могут «примерить на себя» образ героя. Именно использование элементов театрализованной деятельности является темой нашей работы.
Такая форма работы позволяет решить важный вопрос формирования образного мышления в детском возрасте – важный процесс, пренебрегать которым нельзя по нескольким причинам:
1. Чтобы найти решения для какой – либо задачи, дошкольнику важно научиться оперировать образами, уметь наглядно представлять себе ситуацию.
2. Развитое образное мышление позволяет детям дошкольного возраста, а потом и взрослым учиться эмоционально реагировать на эстетические образы реального мира, развивая тягу к прекрасному.
Именно поэтому дошкольников нужно приобщать к процессам, влияющим на развитие наглядности в обучении.
Новизна данной работы заключается в коррекции всех компонентов речи с точки зрения эмоционального статуса ребенка.
Дошкольное учреждение Д с № 15 г. Камышина работает по «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с ОНР » Нищевой Натальи Валентиновны. Данная программа включает цикл 10 интегрированных занятий, направленных на всестороннее и последовательное развитие у детей речи и связанных с ней психических процессов.
В дополнении к данному циклу занятий разработана технология использования элементов театрализованной деятельности.
Изготовление атрибутов для театрализации сказок в строгом соответствие с иллюстрациями пособия автора, но выполненные в увеличенном размере, в виде театральной декорации с дополнительным элементами.
Данная технология рассчитана на долгосрочный проект, целью которой разработка и внедрение в образовательную деятельность театрализацию цикла «Развивающих сказок» Н. В. Нищевой. Театрализация сказок предполагает
передачу эмоций через пантомимику, голосоведения ребенка. Акцентируется внимание на лице ребенка-актер, через вырезанные маски для лица.
Дети-актеры соотносят себя с объектами, изображенными на декорации, через мышление
образами. Они составляет психоэмоциональный портрет героя, смотрят на плакат, где его герой в своей среде, в правильных пропорциях и читают реплику, мимикой и голосоведением передают настроение, замыслы героя.
Дети - зрители наблюдая игру актеров в масках, и соотносят их персонажей с изображениями при этом обогащают свой эмоциональный опыт, расширяют знания об окружающем мире, сочувствуют, переживают, радуются и грустят вместе с актерами –детьми. Каждый ребенок может быть и актером, и зрителем. Данный вид театрализации хорошо зарекомендовал себя в использовании в свободной деятельности во второй половине дня.
Работа над данной технологией ведется второй год, в подготовительной группе была внедрена в образовательную деятельность театрализация сказки «Как олененку маму искали».
Представляем вашему вниманию театрализованную сказку «Как олененку маму искали»
Лексическая тема: «Дикие животные наших лесов.» Цель: развитие речи.
Образовательные задачи: актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши». Совершенствование словообразовательных навыков (образование имен существительных с помощью суффиксов -их-, -ух- иц-, -онок-,-нок-, -ат-,- ят-.)
Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов на, из, из-за, из-под. Развитие связной речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационной выразительности речи, зрительного и слухового восприятия и внимания, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные задачи воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: декорация большого формата (выполненная на рулоне обоев длинной 2, 5 метра), изображение леса с его обитателями (олененок, зайчиха, барсучиха, белка, ежиха, медведица), драпировочная ткань –вуаль, зеленого цвета длина 2.5, ширина 1,3, и 10 тканевых треугольников разного размера, для создания объема, символизирующие траву, кустарники и деревья.
Предварительная работа: проведение занятия согласно конспекту пособия Развивающие сказки Н. В. Нищевой.
Ход занятия
Слова автора читает учитель-логопед ли воспитатель:
Эта история случилось летом. На лесной полянке плакал малыш, у которого были тоненькие ножки, огромные глаза и крошечный дрожащий хвостик. Он жалобно тянул:
Мама! Мам!
Неожиданно на ветку дума прыгнула белка и спросила:
-Что случилось, ты потерялся?
Да, я потерял маму.
-А какая твоя мама?
-У нее есть пушистый рыженький хвостик? спросила белка.
Нет, -горько заплакал малыш.
Из-за дуба вразвалочку вышла медведица и сказала:
-Наверное, твоя мама носит лохматую коричневую шубу?
-Нет-продолжал плакать малыш.
Послышалось шуршание и из под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась, и сказала:
-Я знаю,у твоей мамы колючки на спине.
-Нееет,- продолжал реветь малыш.
Зашевелились кусты и оттуда выскочила зайчиха, она спросила:
-Тогда у твоей мамы косые глаза и длинные уши?
-Нет!нет!,-зарыдал малыш.
С сопением из норы вылезла барсучиха:
-Может у твоей мамы полосочки на мордочке? - поинтересовалась она.
-Нет же!- неожиданно рассмеялся малыш.
-Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой лохматой шубе, с иголками на спине, с косыми глазами, с длинными ушами да еще с полосками на мордочке?
-Да уж!- засмеялись все лесные мамы. А какая твоя мама?
-Моя мама- самая красивая. Она светло-коричневая, с белыми пятнышками на спине. У нее маленькая головка и большие красивые глаза, стройные ноги и крошечный хвостик.
-Знаем! Знаем! - загалдели лесные мамы. Как хорошо, что малыш знает приметы своей мамы.
И тут на поляну выбежала встревоженная оленуха. Малыш бросился к своей маме. Она нежно лизнула его влажным языком в лоб. Как были рады этой встрече все лесные мамы!
Дети – актеры выходят на поклон
Театрализованная деятельность органично вошла в педагогический процесс логопедической группы детского сада. В группе оборудован специализированный мини-центр для театрализованной деятельности, где имеются: куклы для настольного театра, а также варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки-маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций; ширма-занавес. К созданию театрализованной среды привлечены не только специалисты, но и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов, составлении афиш и пригласительных билетов.
Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи. Применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции речевого развития детей за счет комплексного аффективно – коммуникативного воздействия, оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи и воображения, формирование основ образного мышления детей
Используемая литература
1 Нищева Н.В. Развивающие сказки Занятия с использованием приемов сенсорной интеграции для детей старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Учебно-методическое пособие-конспект. 48 с., СПб.: ООО «Издательство «Детство- ПРЕСС», 2020-48., с цветная вклейка.
2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. Москва, 1994.