Как научить ребёнка дошкольного возраста понимать других людей
Развитие теории сознания — это развитие способности ребёнка понимать, что другие люди могут иметь свои мысли, желания и эмоции, отличные от его собственных. В раннем дошкольном возрасте (3–4 года) дети чаще всего не осознают разницы между своим и чужим взглядом и не способны посмотреть на ситуацию с позиции другого человека, но к 5–6 годам у них появляется способность понимать эмоции других людей, их мотивы и даже предсказывать поведение.
Исследования показывают, что в старшем дошкольном возрасте у детей также развиваются способности обнаруживать и понимать такие тонкости в разговоре и социальном взаимодействии, как обман, ирония, сарказм и фигуры речи, а их модель мышления становится ситуативно независимой. Это важный этап, который помогает формировать эмоциональный интеллект и навыки общения.
Что могут делать родители?
Обсуждать книги и мультфильмы. Спрашивайте: «Как ты думаешь, что чувствовал герой? Почему он так поступил?» Это учит ребёнка смотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Играть в ролевые игры. Куклы, фигурки или просто сюжетные игры («магазин», «больница», «школа») помогают ребёнку разыгрывать разные сценарии и понимать чужие эмоции.
Рисовать эмоции. Попросите ребёнка нарисовать свои чувства или чувства героя сказки. Предложите изобразить на рисунке, как можно изобразить радость, грусть, удивление.
Обсуждать повседневные ситуации. «Как ты думаешь, почему друг обиделся? Что можно сделать, чтобы его поддержать?» Это помогает ребёнку учиться эмпатии.