Безрукова Надежда Сергеевна, воспитатель МБДОУ № 36 детский сад "Ручеек" Камчатский край,
Елизовский район, п. Коряки
Библиографическое описание:
Безрукова Н.С. МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 14 (23). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/23.pdf
Елизовский район, п. Коряки
Библиографическое описание:
Безрукова Н.С. МАЛЕНЬКИЕ ВОЛОНТЕРЫ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 14 (23). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/23.pdf
Аннотация:
Ключевые слова: духовно – нравственные ценности; волонтёрство; детское волонтёрство; доброволец;
Волонтерство в детском саду: Путь к доброте и взаимопомощи
В современном мире волонтерство становится неотъемлемой частью общественной жизни. Это движение, направленное на помощь и поддержку тех, кто в этом нуждается, объединяет людей разных возрастов и профессий. Особое место в волонтерской деятельности занимает работа с детьми дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности и социальной ответственности.
Значение волонтерства для дошкольников
Волонтерская деятельность в детском саду помогает детям развивать такие важные качества, как доброта, отзывчивость и умение работать в команде. Участвуя в волонтерских акциях, дети учатся понимать и ценить других, осознавать важность взаимопомощи и поддержки. Это способствует формированию у них позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Формы волонтерской деятельности в ДОУ
В нашем детском саду волонтерская деятельность реализуется в нескольких формах:
1.Помощь младшим детям: старшие дошкольники помогают малышам в различных режимных моментах, что способствует развитию ответственности и лидерских качеств.
2.Экологические акции: участие в посадке цветов, уборке территории, сбору вторсырья.
3.Благотворительные акции: сбор игрушек, книг и других необходимых вещей для детей из малообеспеченных семей.
4.Социальные акции: поздравления с праздниками пожилых людей, проживающих в доме престарелых.
5 декабря во всех странах мира отмечают международный день волонтёра. А в 2018 году Президент РФ объявил годом волонтёра и добровольца. В нашей стране волонтёрство стало популярным, особенно среди дошкольников, школьников и студентов. Волонтёрство носит свободный характер, то есть индивидуальный или коллективный, в частных или государственных организациях, не зависит от возрастных, расовых, религиозных особенностей.
Волонтёрское движение в детском саду – это активная форма общения между детьми, родителями и воспитателями, способствуют ранней позитивной социализации ребёнка. В нашей группе взаимодействие с семьями стало уже давно традицией, родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, но волонтёрство это что – то новое. Организация волонтёрство в нашей группе было поэтапно. Первый этап можно назвать – ознакомительный или подготовительный.
Для начала я определила цели волонтёрства: организация РППС ДОУ, обеспечивающего развитие социальной активности детей средствами волонтерской деятельности как формы гражданского участия в событиях общественной жизни; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Определила задачи:
-Формировать начальные представления о волонтерском движении.
-Обеспечить появление эмоционально-субъективных и деятельностносубъективных проявлений в процессе волонтерской деятельности.
-Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно – нравственному развитию детей.
На первом этапе я изучила много методической литературы, просмотрела видео – фильмы других волонтёрских отрядов. С детьми были проведены познавательные беседы на различные темы. Например, «Что такое волонтёрство?»; «Что такое добро и зло?»; «Кого мы можем назвать хорошим человеком?»; «Кому и как можно помочь с помощью родителей?». Дети отвечали на вопросы. Детям были показаны мультфильмы «Как становятся волонтёрами» и «Рука помощи», К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Мешок яблок». Прочитали книги известных авторов: В. Осеева «Волшебное слово»; «Два жадных медвежонка» и другие. Дети познакомились с «Правилами поведения в детском саду». Мы разработали свои правила в виде схем и памяток, тем самым закрепили знания на данную тему.
Мною был проведён опрос родителей моих воспитанников. Анализ показал, что 85 % группы согласились участвовать вместе с детьми в волонтёрской деятельности, 15 % родителей обдумывают данное предложение.
Из детей, которые согласились участвовать в волонтёрском движении, мы составили команду. Во время круглого стола вместе с родителями составили перспективный план работы. С детьми были проведены обучающие занятия. Создали несколько альбомов: «Пословицы и поговорки о добре и зле»; «Пословицы и поговорки о лжи и истины».
На втором этапе работы я предложила детям придумать название нашего отряда – «Маленький-волонтер», эмблему нашего волонтёрского отряда. Дети придумывали свои эмблемы и приносили в детский сад, мы оформили выставку и выбрали самую интересную эмблему – это сердце с ладонью. Придумали девиз: «Кто, если не мы!».
Третий этап – начало нашей добровольческой деятельности, помощь малышам. 1 раз в неделю дети старшей группы приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело. Ребята познакомились с малышами, помогали перед сном раздеваться, вешать свои вещи аккуратно на стульчики, отводили в туалет и после сна помогали одеваться, расчесывали малышей. В следующий приход в младшую группу, дети подготовили заранее театрализованное представление и выступили перед ребятами. Показали с помощью кукол Би –Ба –Бо, сказку «Колобок». Также дети поиграли с малышами в игры, помогали им на занятиях.
Я для себя отметила, что, помогая малышам, у детей – волонтёров повысилась самооценка, они ощущали себя взрослыми и кому – то нужными, не только дома, но и в детском саду. Дети приходили в группу и обсуждали как они помогали малышам, как проявляли свою заботу и чем занимались. По итогам каждой добровольческой деятельности, мы подводили итоги добрых дел. В процессе работы с детьми – волонтёрами, я старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость каждого ребёнка.
Четвёртый этап работы – это проведение и участие в акциях, благотворительностях и в различных мероприятиях. В течении года с детьми был корректирован план работы. Дети участвовали в различных акциях: Экологическая акция «Сделаем участок чище»
Экологическая акция «Покорми птиц зимой»
Благотворительная акция «Помощь жителям Курской области»
Акция «Снег – снежок»
Экологическая акция «Берегите елочку»
Подарки нашим Защитникам Отечества
Экологическая акция «Огород на окне»
Субботник «Сделаем участок чище»
Акция «День добрых дел»
Развлечение «Подари улыбку детям!», посвященное Дню защиты детей
(совместно домом культуры п.Зеленого)
Роль воспитателя в волонтерском движении
Воспитатель играет ключевую роль в организации и проведении волонтерских мероприятий. Он не только направляет детей, но и сам является примером для подражания. Важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый ребенок будет чувствовать себя нужным и важным.
Заключение
Волонтерство в детском саду – это не просто помощь другим, это важный элемент воспитания подрастающего поколения. Через волонтерскую деятельность дети учатся быть добрыми, отзывчивыми и ответственными. Воспитатели, поддерживая такие инициативы, способствуют развитию гармоничной личности, готовой к жизни в обществе. Давайте вместе воспитывать волонтеров уже сегодня, чтобы завтра наш мир стал добрее и лучше!
Ключевые слова: духовно – нравственные ценности; волонтёрство; детское волонтёрство; доброволец;
Волонтерство в детском саду: Путь к доброте и взаимопомощи
В современном мире волонтерство становится неотъемлемой частью общественной жизни. Это движение, направленное на помощь и поддержку тех, кто в этом нуждается, объединяет людей разных возрастов и профессий. Особое место в волонтерской деятельности занимает работа с детьми дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности и социальной ответственности.
Значение волонтерства для дошкольников
Волонтерская деятельность в детском саду помогает детям развивать такие важные качества, как доброта, отзывчивость и умение работать в команде. Участвуя в волонтерских акциях, дети учатся понимать и ценить других, осознавать важность взаимопомощи и поддержки. Это способствует формированию у них позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Формы волонтерской деятельности в ДОУ
В нашем детском саду волонтерская деятельность реализуется в нескольких формах:
1.Помощь младшим детям: старшие дошкольники помогают малышам в различных режимных моментах, что способствует развитию ответственности и лидерских качеств.
2.Экологические акции: участие в посадке цветов, уборке территории, сбору вторсырья.
3.Благотворительные акции: сбор игрушек, книг и других необходимых вещей для детей из малообеспеченных семей.
4.Социальные акции: поздравления с праздниками пожилых людей, проживающих в доме престарелых.
5 декабря во всех странах мира отмечают международный день волонтёра. А в 2018 году Президент РФ объявил годом волонтёра и добровольца. В нашей стране волонтёрство стало популярным, особенно среди дошкольников, школьников и студентов. Волонтёрство носит свободный характер, то есть индивидуальный или коллективный, в частных или государственных организациях, не зависит от возрастных, расовых, религиозных особенностей.
Волонтёрское движение в детском саду – это активная форма общения между детьми, родителями и воспитателями, способствуют ранней позитивной социализации ребёнка. В нашей группе взаимодействие с семьями стало уже давно традицией, родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, но волонтёрство это что – то новое. Организация волонтёрство в нашей группе было поэтапно. Первый этап можно назвать – ознакомительный или подготовительный.
Для начала я определила цели волонтёрства: организация РППС ДОУ, обеспечивающего развитие социальной активности детей средствами волонтерской деятельности как формы гражданского участия в событиях общественной жизни; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Определила задачи:
-Формировать начальные представления о волонтерском движении.
-Обеспечить появление эмоционально-субъективных и деятельностносубъективных проявлений в процессе волонтерской деятельности.
-Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно – нравственному развитию детей.
На первом этапе я изучила много методической литературы, просмотрела видео – фильмы других волонтёрских отрядов. С детьми были проведены познавательные беседы на различные темы. Например, «Что такое волонтёрство?»; «Что такое добро и зло?»; «Кого мы можем назвать хорошим человеком?»; «Кому и как можно помочь с помощью родителей?». Дети отвечали на вопросы. Детям были показаны мультфильмы «Как становятся волонтёрами» и «Рука помощи», К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Мешок яблок». Прочитали книги известных авторов: В. Осеева «Волшебное слово»; «Два жадных медвежонка» и другие. Дети познакомились с «Правилами поведения в детском саду». Мы разработали свои правила в виде схем и памяток, тем самым закрепили знания на данную тему.
Мною был проведён опрос родителей моих воспитанников. Анализ показал, что 85 % группы согласились участвовать вместе с детьми в волонтёрской деятельности, 15 % родителей обдумывают данное предложение.
Из детей, которые согласились участвовать в волонтёрском движении, мы составили команду. Во время круглого стола вместе с родителями составили перспективный план работы. С детьми были проведены обучающие занятия. Создали несколько альбомов: «Пословицы и поговорки о добре и зле»; «Пословицы и поговорки о лжи и истины».
На втором этапе работы я предложила детям придумать название нашего отряда – «Маленький-волонтер», эмблему нашего волонтёрского отряда. Дети придумывали свои эмблемы и приносили в детский сад, мы оформили выставку и выбрали самую интересную эмблему – это сердце с ладонью. Придумали девиз: «Кто, если не мы!».
Третий этап – начало нашей добровольческой деятельности, помощь малышам. 1 раз в неделю дети старшей группы приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело. Ребята познакомились с малышами, помогали перед сном раздеваться, вешать свои вещи аккуратно на стульчики, отводили в туалет и после сна помогали одеваться, расчесывали малышей. В следующий приход в младшую группу, дети подготовили заранее театрализованное представление и выступили перед ребятами. Показали с помощью кукол Би –Ба –Бо, сказку «Колобок». Также дети поиграли с малышами в игры, помогали им на занятиях.
Я для себя отметила, что, помогая малышам, у детей – волонтёров повысилась самооценка, они ощущали себя взрослыми и кому – то нужными, не только дома, но и в детском саду. Дети приходили в группу и обсуждали как они помогали малышам, как проявляли свою заботу и чем занимались. По итогам каждой добровольческой деятельности, мы подводили итоги добрых дел. В процессе работы с детьми – волонтёрами, я старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость каждого ребёнка.
Четвёртый этап работы – это проведение и участие в акциях, благотворительностях и в различных мероприятиях. В течении года с детьми был корректирован план работы. Дети участвовали в различных акциях: Экологическая акция «Сделаем участок чище»
Экологическая акция «Покорми птиц зимой»
Благотворительная акция «Помощь жителям Курской области»
Акция «Снег – снежок»
Экологическая акция «Берегите елочку»
Подарки нашим Защитникам Отечества
Экологическая акция «Огород на окне»
Субботник «Сделаем участок чище»
Акция «День добрых дел»
Развлечение «Подари улыбку детям!», посвященное Дню защиты детей
(совместно домом культуры п.Зеленого)
Роль воспитателя в волонтерском движении
Воспитатель играет ключевую роль в организации и проведении волонтерских мероприятий. Он не только направляет детей, но и сам является примером для подражания. Важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый ребенок будет чувствовать себя нужным и важным.
Заключение
Волонтерство в детском саду – это не просто помощь другим, это важный элемент воспитания подрастающего поколения. Через волонтерскую деятельность дети учатся быть добрыми, отзывчивыми и ответственными. Воспитатели, поддерживая такие инициативы, способствуют развитию гармоничной личности, готовой к жизни в обществе. Давайте вместе воспитывать волонтеров уже сегодня, чтобы завтра наш мир стал добрее и лучше!