Волонтерство в детском саду: Путь к доброте и взаимопомощи
В современном мире волонтерство становится неотъемлемой частью общественной жизни. Это движение, направленное на помощь и поддержку тех, кто в этом нуждается, объединяет людей разных возрастов и профессий. Особое место в волонтерской деятельности занимает работа с детьми дошкольного возраста, ведь именно в этом возрасте закладываются основы нравственности и социальной ответственности.
Значение волонтерства для дошкольников
Волонтерская деятельность в детском саду помогает детям развивать такие важные качества, как доброта, отзывчивость и умение работать в команде. Участвуя в волонтерских акциях, дети учатся понимать и ценить других, осознавать важность взаимопомощи и поддержки. Это способствует формированию у них позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Формы волонтерской деятельности в ДОУ
В нашем детском саду волонтерская деятельность реализуется в нескольких формах:
1.Помощь младшим детям: старшие дошкольники помогают малышам в различных режимных моментах, что способствует развитию ответственности и лидерских качеств.
2.Экологические акции: участие в посадке цветов, уборке территории, сбору вторсырья.
3.Благотворительные акции: сбор игрушек, книг и других необходимых вещей для детей из малообеспеченных семей.
4.Социальные акции: поздравления с праздниками пожилых людей, проживающих в доме престарелых.
5 декабря во всех странах мира отмечают международный день волонтёра. А в 2018 году Президент РФ объявил годом волонтёра и добровольца. В нашей стране волонтёрство стало популярным, особенно среди дошкольников, школьников и студентов. Волонтёрство носит свободный характер, то есть индивидуальный или коллективный, в частных или государственных организациях, не зависит от возрастных, расовых, религиозных особенностей.
Волонтёрское движение в детском саду – это активная форма общения между детьми, родителями и воспитателями, способствуют ранней позитивной социализации ребёнка. В нашей группе взаимодействие с семьями стало уже давно традицией, родители вместе с детьми участвуют в конкурсах, акциях, но волонтёрство это что – то новое. Организация волонтёрство в нашей группе было поэтапно. Первый этап можно назвать – ознакомительный или подготовительный.
Для начала я определила цели волонтёрства: организация РППС ДОУ, обеспечивающего развитие социальной активности детей средствами волонтерской деятельности как формы гражданского участия в событиях общественной жизни; воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Определила задачи:
-Формировать начальные представления о волонтерском движении.
-Обеспечить появление эмоционально-субъективных и деятельностносубъективных проявлений в процессе волонтерской деятельности.
-Вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно – нравственному развитию детей.
На первом этапе я изучила много методической литературы, просмотрела видео – фильмы других волонтёрских отрядов. С детьми были проведены познавательные беседы на различные темы. Например, «Что такое волонтёрство?»; «Что такое добро и зло?»; «Кого мы можем назвать хорошим человеком?»; «Кому и как можно помочь с помощью родителей?». Дети отвечали на вопросы. Детям были показаны мультфильмы «Как становятся волонтёрами» и «Рука помощи», К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Мешок яблок». Прочитали книги известных авторов: В. Осеева «Волшебное слово»; «Два жадных медвежонка» и другие. Дети познакомились с «Правилами поведения в детском саду». Мы разработали свои правила в виде схем и памяток, тем самым закрепили знания на данную тему.
Мною был проведён опрос родителей моих воспитанников. Анализ показал, что 85 % группы согласились участвовать вместе с детьми в волонтёрской деятельности, 15 % родителей обдумывают данное предложение.
Из детей, которые согласились участвовать в волонтёрском движении, мы составили команду. Во время круглого стола вместе с родителями составили перспективный план работы. С детьми были проведены обучающие занятия. Создали несколько альбомов: «Пословицы и поговорки о добре и зле»; «Пословицы и поговорки о лжи и истины».
На втором этапе работы я предложила детям придумать название нашего отряда – «Маленький-волонтер», эмблему нашего волонтёрского отряда. Дети придумывали свои эмблемы и приносили в детский сад, мы оформили выставку и выбрали самую интересную эмблему – это сердце с ладонью. Придумали девиз: «Кто, если не мы!».
Третий этап – начало нашей добровольческой деятельности, помощь малышам. 1 раз в неделю дети старшей группы приходили к малышам, чтобы сделать доброе дело. Ребята познакомились с малышами, помогали перед сном раздеваться, вешать свои вещи аккуратно на стульчики, отводили в туалет и после сна помогали одеваться, расчесывали малышей. В следующий приход в младшую группу, дети подготовили заранее театрализованное представление и выступили перед ребятами. Показали с помощью кукол Би –Ба –Бо, сказку «Колобок». Также дети поиграли с малышами в игры, помогали им на занятиях.
Я для себя отметила, что, помогая малышам, у детей – волонтёров повысилась самооценка, они ощущали себя взрослыми и кому – то нужными, не только дома, но и в детском саду. Дети приходили в группу и обсуждали как они помогали малышам, как проявляли свою заботу и чем занимались. По итогам каждой добровольческой деятельности, мы подводили итоги добрых дел. В процессе работы с детьми – волонтёрами, я старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость каждого ребёнка.
Четвёртый этап работы – это проведение и участие в акциях, благотворительностях и в различных мероприятиях. В течении года с детьми был корректирован план работы. Дети участвовали в различных акциях: Экологическая акция «Сделаем участок чище»
Развлечение «Подари улыбку детям!», посвященное Дню защиты детей
(совместно домом культуры п.Зеленого)
Роль воспитателя в волонтерском движении
Воспитатель играет ключевую роль в организации и проведении волонтерских мероприятий. Он не только направляет детей, но и сам является примером для подражания. Важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый ребенок будет чувствовать себя нужным и важным.
Заключение
Волонтерство в детском саду – это не просто помощь другим, это важный элемент воспитания подрастающего поколения. Через волонтерскую деятельность дети учатся быть добрыми, отзывчивыми и ответственными. Воспитатели, поддерживая такие инициативы, способствуют развитию гармоничной личности, готовой к жизни в обществе. Давайте вместе воспитывать волонтеров уже сегодня, чтобы завтра наш мир стал добрее и лучше!