Моисеева Людмила Мидхатовна, учитель-дефектолог МБДУ детский сад № 77, г. Иркутск
Библиографическое описание:
Моисеева Л.М. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf.
Библиографическое описание:
Моисеева Л.М. «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР» // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2025. № 12 (21). URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2025/21.pdf.
О первостепенном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – центральная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.
Речь возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Играя, мама проговаривает ребенку, еще в кроватке его имя, предметы окружающие его, и это не просто игра, уже тогда происходит игровая деятельность, направленная на накопления словарного запаса ребенка.
Роль дидактических игр и заданий на формирование лексики детей с задержкой психического развития имеет огромное значение. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными, в первую очередь, с темпом её развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка, в другом случае, наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение её лексико-грамматической стороны.
Роль дидактических игр и заданий в формировании лексики у дошкольников с ЗПР является актуальной.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием ребенка об окружающем мире и во многом определяется его познавательной деятельностью.
По мнению ученых таких как, С.Г. Шевченко, Е.В. Мальцева, 3. Тржесоглава, характерной чертой словарного запаса дошкольников с ЗПР является его бедность и неточность.
Для устранения проблем развития речи у дошкольников с ЗПР существуют разнообразные дидактические игры и задания.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей с ЗПР ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей с ЗПР разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дошкольники с ЗПР.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно классифицировать на три основных вида:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2) словесные игры;
3) настольно-печатные;
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети с ЗПР учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей с ЗПР формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей с ЗПР об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. [1,2]
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети с ЗПР учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у дошкольников с ЗПР воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей с ЗПР, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В нашей группе мы часто используем такой вид, как игры-бродилки, сделанные совместно со старшими ребятами группы.
В играх-бродилках происходит не только усвоение учебных знаний и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения, что очень актуально для детей с ЗПР. Игрыбродилки помогают сделать материал для занятий более увлекательным, создать радостное рабочее настроение.
Цель, которую мы ставим: - Создать условия для развития детской инициативы, психических процессов и психологических компонентов готовности к школьному обучению. Задачи:
− Совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (обучение счету, чтению, решению задач).
− Развивать интерес детей к настольным (напольным) играм.
− Развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать.
− Создать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности.
− Воспитывать дружелюбие, умение действовать в команде; следовать определенным правилам, получению опыта победы или проигрыша.
Мы с ребятами сделали такие игры, как:
1) «Приключения с Сорокой-белобокой или Кто живет в лесу?»; 2) «Новый год!»;
3) «Путешествие по сказкам»;
4) «Удивительный мир природы Сибири»;
5) «Путешествие из Иркутска в Москву»;
6) Викторина «Край озера Байкала» и др.;
7) Подобрали «Картотеку дидактических игр»
Вывод: Задача педагога максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря дошкольников. Применяя различные технологии в развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, при использовании в работе дидактических игр и лексических упражнений для работы с дошкольниками с ЗПР.
При организации совместных специальных дидактических игр и заданий ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей с ЗПР развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006.
Речь возникает из потребности человека в общении с другими людьми. Играя, мама проговаривает ребенку, еще в кроватке его имя, предметы окружающие его, и это не просто игра, уже тогда происходит игровая деятельность, направленная на накопления словарного запаса ребенка.
Роль дидактических игр и заданий на формирование лексики детей с задержкой психического развития имеет огромное значение. ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными, в первую очередь, с темпом её развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: в одном случае, это может быть лишь некоторая задержка, в другом случае, наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение её лексико-грамматической стороны.
Роль дидактических игр и заданий в формировании лексики у дошкольников с ЗПР является актуальной.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Формирование лексики ребенка тесно связано с развитием, уточнением и осознанием ребенка об окружающем мире и во многом определяется его познавательной деятельностью.
По мнению ученых таких как, С.Г. Шевченко, Е.В. Мальцева, 3. Тржесоглава, характерной чертой словарного запаса дошкольников с ЗПР является его бедность и неточность.
Для устранения проблем развития речи у дошкольников с ЗПР существуют разнообразные дидактические игры и задания.
Дидактические игры – это игры обучающие, познавательные, на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем, на воспитание познавательных интересов и развитие познавательных способностей.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у детей с ЗПР ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей с ЗПР разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дошкольники с ЗПР.
В дошкольной педагогике все дидактические игры можно классифицировать на три основных вида:
1) игры с предметами (игрушками, природным материалом); 2) словесные игры;
3) настольно-печатные;
Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети с ЗПР учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются: дети упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из разнообразных форм.
В играх с куклами у детей с ЗПР формируются культурно-гигиенические навыки и нравственные качества. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны.
В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимым людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей с ЗПР об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение. [1,2]
Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети с ЗПР учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.
С помощью словесных игр у дошкольников с ЗПР воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.
Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей с ЗПР, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии.
Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. В нашей группе мы часто используем такой вид, как игры-бродилки, сделанные совместно со старшими ребятами группы.
В играх-бродилках происходит не только усвоение учебных знаний и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения, что очень актуально для детей с ЗПР. Игрыбродилки помогают сделать материал для занятий более увлекательным, создать радостное рабочее настроение.
Цель, которую мы ставим: - Создать условия для развития детской инициативы, психических процессов и психологических компонентов готовности к школьному обучению. Задачи:
− Совершенствовать на практике навыки, необходимые для успешного обучения в школе (обучение счету, чтению, решению задач).
− Развивать интерес детей к настольным (напольным) играм.
− Развивать речь, мышление, воображение, умение анализировать и сравнивать.
− Создать необходимые условия для развития инициативы, самостоятельности.
− Воспитывать дружелюбие, умение действовать в команде; следовать определенным правилам, получению опыта победы или проигрыша.
Мы с ребятами сделали такие игры, как:
1) «Приключения с Сорокой-белобокой или Кто живет в лесу?»; 2) «Новый год!»;
3) «Путешествие по сказкам»;
4) «Удивительный мир природы Сибири»;
5) «Путешествие из Иркутска в Москву»;
6) Викторина «Край озера Байкала» и др.;
7) Подобрали «Картотеку дидактических игр»
Вывод: Задача педагога максимально оптимизировать процесс развития речи и обогащения словаря дошкольников. Применяя различные технологии в развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, при использовании в работе дидактических игр и лексических упражнений для работы с дошкольниками с ЗПР.
При организации совместных специальных дидактических игр и заданий ребенку обеспечены возможность выбора языковых средств, индивидуального «речевого вклада» в решение общей задачи - в таких играх у детей с ЗПР развивается способность выражать собственные мысли, намерения и эмоции в постоянно меняющихся ситуациях общения.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет.сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001.
2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006.