Новости

Медвежонок Пух как древнерусский помещик. О новаторских подходах крымского учителя истории

Победителю муниципального этапа всероссийского конкурса "Учитель года России — 2023" Владимиру Обухову 32 года, шесть из них он преподает историю и обществознание в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа — детский сад" №36 в Симферополе. Отец двоих детей, классный руководитель 38 подростков и любимец всей школы стал известен в Крыму благодаря своим нестандартным педагогическим приемам. Необычно и его особое умение: видеть в каждом школьнике равного, а в каждом взрослом — ребенка.
"Как у вас дела?" — с этого, такого простого и нужного вопроса он начинает общение с детьми. Они непринужденно и радостно отвечают, что все хорошо. Видно, что все по-настоящему рады и преподавателю, и новой теме.

На партах у каждого учебник, тетрадь и распечатанный текст — там загадка по теме урока. Такие головоломки — одна из фишек Владимира Обухова. Сегодня на примере английской сказки о плюшевом медвежонке он предлагает детям рассмотреть модель Древнерусского государства эпохи позднего Средневековья. Такая ассоциация точно запомнится надолго, уверен педагог.

"Вот вы помните мультфильм про Винни Пуха? Он начинается с карты, на которой сбоку написано "Земля Винни Пуха". То есть он землевладелец, помещик. И у него есть его крестьяне — Пятачок, Кролик, — к которым он может прийти, все у них съесть, и никто ему ничего не скажет. А вот пчелы — они черносошные (черносошные крестьяне — категория сельского населения России в XIV–XVII веков, зависимого непосредственно от феодального государства, а не от частных владельцев — прим. ТАСС)", — рассказывает педагог твердым и уверенным голосом.

Он не позволяет бездумно зубрить материал, не читает вслух учебник, оставляя его изучение на дом, а объясняет историю на примере книг, современных фильмов, сериалов, игр. Придумывает загадки и задачи для детей, задает наводящие вопросы. Показывает текст по теме с ошибками, а дети ищут неточности и исправляют.

"Нам преподавали в институте системно-деятельностный подход — это когда в занятия по предмету, например истории, ты добавляешь элементы физики, химии, литературы и других наук. Я думал, что то, что я делаю, это обычные вещи. А потом оказалось, что нет. Просмотрел в интернете много разных конспектов, уроков, понял, что не нахожу тех идей проведения занятий, которые мне приходят в голову. Мне же такой подход облегчает жизнь, потому что подготовка к каждому уроку становится разнообразной, интересной, творческой", — поясняет позже учитель, покручивая в руках шариковую ручку.
"Я не самый лучший учитель. Самый лучший учитель сидит где-нибудь в глубинке, учит небольшое количество детей. А те, в свою очередь, идут в институт и становятся учеными. А я очень многими людьми в нашей школе восхищаюсь, потому что они лучше, чем я. Я просто в конкурсе победил. Тот же Владимир Иванович, учитель русского языка (учитель МБОУ "Средняя общеобразовательная школа — детский сад" №36 — прим. ТАСС), он всю душу вкладывает в подготовку и проведение уроков и "Разговоров о важном". Готовит кучу полезных материалов. А кто-то так хорошо выстроил свою систему, что довел все до автоматизма. Примеров много", — говорит он.

Главное, уверен педагог, это доброта и позитивный взгляд на жизнь. "Сейчас у школ больше свободы, у учителей больше возможностей реализоваться. Конкурсы, конкуренция, взаимодействие между школами действительно стимулируют педагогов искать лучшие подходы. Это поднимает имидж учителя", — считает Владимир Обухов.
Источник: https://tass.ru/v-strane/20132023