Публикации (статьи, материалы)

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ

Ануфриева Вера Сергеевна, воспитатель
Коми Республика, город Ухта, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 94 компенсирующего вида"

Библиографическое описание:
Ануфриева В.С. ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ СКАЗКИ // Научно-методический журнал «УчиЛаб». 2024. № 7. URL: https://f.uchilab.ru/publ/journal/2024/7.pdf.

Речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Она составляет основу всех коммуникативных отношений между людьми. Хорошо развитая речь ребенка способствует в дальнейшем качественному обучению.

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя».

Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение.

Монологическая речь рассматривается в психолого-педагогической литературе как связное, логически последовательное высказывание, которое протекает сравнительно долго во времени и не рассчитано на мгновенную реакцию слушателей.

Монолог является сложной формой речи и служит для целенаправленной передачи информации.

В зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.

В каждом возрастном периоде наряду с определяющими сторонами развития речи есть те, которые играют большую роль не столько в этот конкретный период, сколько в последующем развитии речи ребенка.

Основы будущей монологической речи закладываются уже на первом году жизни, это происходит при непосредственном эмоциональном общении ребёнка со взрослым. К концу первого – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов.

На третьем году жизни понимание речи развивается быстрыми темпами. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи – диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности.

В преддошкольном периоде речь ребенка напрямую связана с конкретной наглядной ситуацией общения, т.к. речь уже выступает средством общения ребенка с другими детьми и взрослыми. С переходом в дошкольный возраст происходит появление новых видов деятельности, новых взаимоотношений со взрослыми, дифференциация форм и функций речи.

Как отмечает Н. С. Жукова, с момента появления у ребёнка возможности изменять слова (по падежам, числам, временам) и попытки правильно строить простые предложения, происходит значительный скачок в развитии речи.

На рубеже 4-5 лет у детей появляются своеобразные варианты рассказа. Дети начинают активно участвовать в разговоре, вступают в коллективную беседу, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Безусловно, их монологическая речь еще несовершенна.

В 5-6 годам завершается процесс фонематического развития речи, дети осваивают грамматический, синтаксический и морфологический строй родного языка, и соответственно, начинают интенсивно овладевать монологической речью. В этом возрасте значительно снижается ситуативность речи, которая характерна младшим дошкольникам.

В среднем, и особенно в старшем дошкольном возрасте, дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. У детей развиваются умения пересказывать знакомую сказку и короткие тексты, декламировать стихотворения, составлять рассказы по картинке, из личного опыта.

Модернизация системы дошкольного образования в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта предъявляет большие требования к речевой коммуникации как взрослого, так и ребенка. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие». Основными задачами образовательной области «Речевое развитие» является обогащение активного словаря, развитие связной речи, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Но, несмотря на это, многие дети старшего дошкольного возраста встречаются с рядом трудностей в овладении монологической речью. Одно из главных затруднений возникает в содержании развернутых высказываний и их языкового оформления. Для того чтобы пересказать текст, необходимо овладеть следующими важными навыками работы с текстом: понимание текста, способность определять связь событий, находить причинно-следственные связи, выявлять основную мысль, определять второстепенные детали, размышлять над содержанием, находить то, что находится в подтексте, восполнять недосказанное автором.

Таким образом, сформулируем определение навыка пересказывания – это осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в устной речи.

Для старших дошкольников более доступным является пересказ художественного произведения, так как готовый образец воздействует на их чувства, заставляя сопереживать героям, и тем самым вызывает желание запомнить наиболее яркие моменты и пересказать услышанное.

У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи - пересказом и рассказом. Рассказ сравнительно с пересказом - более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения.

Программами дошкольного образования предусмотрен пересказ литературных произведений. Виды пересказов: подробный пересказ, пересказ по частям, пересказ с изменением лица, пересказ по аналогии, пересказ инсценирование, творческий пересказ.

Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяются герои или события. Главная задача педагога очень тактично и правильно направить фантазию детей.

Пересказ - инсценирование. Это вид пересказа, который разыгрывается с помощью игрушек или декораций. Этот вид пересказа очень любят все дети любого возраста. Они любят изображать героев сказок, любимых произведений.

Пересказ с изменением лица. Ребенок должен поменять лицо от которого ведётся рассказ. Например, в сказке «Теремок» рассказ ведется от автора, а дети должны рассказать сказку от лиц героев.

Пересказ по частям или рассказ фрагмента. Этот вид пересказа часто используется с группой детей. Здесь произведение делится на фрагменты и дети по очереди рассказывают какой-то фрагмент.

Пересказ подробный или близко к тексту. Такой пересказ так же сложен, так как ребенок не меняет ничего в рассказе и рассказывает от того лица, от которого он написан. Это так же требует хорошей памяти, ребенок пытается воспроизвести мельчайшие детали всего рассказа, при этом развивает память, логическое мышление, эстетическое воспитание, так как ребенок запоминает образные слова и выражения и затем использует их в своей речи.

Пересказ - это творческий процесс ребенка. Поэтому можно выделить творческие пересказы. Они доступны старшему дошкольному возрасту. Пересказ и составление одного рассказа из двух произведений. Перед детьми ставится задача - составить из двух прочитанных рассказов один рассказ. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности детей гораздо больше требований. Пересказ с продолжением конца произведения. При работе над сказкой Ш. Перро «Подарки феи», детям прочитывают сказку, отвечают на вопросы по произведению. Но в этой сказке конец не учит добру. Конечно, зло наказывается, но детям предлагается самостоятельная работа по составлению конца сказки, которая бы научила детей прощению и добру.

Самостоятельная работа - это составление рассказа по картинкам. Педагог предлагает последовательную серию картинок к произведению. Такой вид самостоятельной работы не только развивает самостоятельность воображения, но монологическую речь.

Драматизация, инициирование, театральное воплощение - это самый творческий вид самостоятельного пересказа. Главное в таком творчестве создать близкое по содержанию произведения, но своими словами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связано, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц, использовать выразительные средства.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Проводить такие обсуждения методически сложно. Это требует большого такта от воспитателя, знания индивидуальности детей.

Занятия по пересказу имеет структуру:
1.Вводная часть.
Подготовка детей к восприятию нового произведения.
2.Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
3.Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4.Подготовительная беседа (разбор произведения).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета.
5.Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6.Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста.
7.Пересказ (3—7 человек). Активное руководство воспитателя.
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый — новый для детей, сравнительно легкий; второй — уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.

Е. И. Тихеева считает «При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. При этом также важно помнить, что размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа».

Древним термином для сказок было слово «басень» от глагола “баять” – говорить, а сказочники в Древней Руси назывались «бахари». В науке до сих пор вызывает затруднение определение сказки как жанра. Чаще всего исследователи вместо определения перечисляют ею главные признаки: повествовательность, сюжетность, обязательный вымысел, особое сказочное время и пространство, особый язык и стиль.

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказка - неотъемлемая часть фольклора. По словам К. Д. Ушинского, «сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности отношений между людьми.

Сегодня национальное обучение и воспитание возможно только при взаимодействии с народной педагогикой, поскольку в формировании личности ребенка она играет решающую роль, как совокупность накопленных и доказанных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, переданных от поколения к поколению.

Ребёнок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки - важный воспитательный инструмент, выработанным на протяжении веков проверенным народом. По мнению Г. Н. Волкова, «Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка».

Материалом для народных сказок была жизнь народа: борьба за счастье, верования, обычаи – и окружающая природа. Большинство сказок отражает лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.

Народные сказки поглощали в себя самые высокие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Основная цель сказки – привить любовь к прекрасному в слове, выработать эстетические взгляды.

Существует три основных вида русских народных сказок:

Волшебная сказка — это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий.

Сказки о животных — главными действующими лицами в них являются дикие или домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, иногда растения и люди.

Е. И. Тихеева отмечает, что, читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств.

Сказка оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на ребёнка: сопереживая сказочным героям, он как бы становится соучастником событий, обретает эмоциональный опыт, в чём и состоит особая ценность сказочного вымысла. Использование при обучении высокохудожественных произведений детской литературы позволяет целенаправленно проводить работу по воспитанию у детей «чувства языка» – внимания к лексической, грамматической, синтаксической сторонам речи. При подборе текста важно учитывать индивидуальные речевые, возрастные и интеллектуальные возможности детей. Тексты должны быть просты и доступны по содержанию, построению, ведь ребенку придется передавать последовательность и логику в описании событий, сопоставлять отдельные факты, анализировать поступки героев, делая при этом соответствующие выводы.

Библиография
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [ТЕКСТ]: учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития [ТЕКСТ]: учебное пособие / Н. Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
3. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [ТЕКСТ]: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. "Дошкол. педагогика и психология. / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2014. – 255 с.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика [ТЕКСТ]: учебное пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 2000. – 176 с.
5. Глухов В. П. Основы психолингвистики [ТЕКСТ]: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. — М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.
6. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [ТЕКСТ]: Учеб.метод. пособие. / Н. С. Жукова — М.: Соц.-полит, журн., 1994. — 96 с.
7. Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего города [ТЕКСТ]: метод. пособие / Л. В. Кокуева. – М.: Аркти, 2005. – 144 с.
8. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [ТЕКСТ]: науч. исслед. / Т. А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – 256 с.
9. Логинова, В. И Саморукова. П.Г. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов. /В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М.: Просвещение,1983. –272 с.
10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [ТЕКСТ] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
11. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей детского сада / Ф. А. Сохин – Просвещение, 1979. – 223 с.
12. Сидорова, Л. А. Народные сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста [ТЕКСТ]: учеб. пособие для вузов / Л. А. Сидорова, О. Г. Максимова; Чуваш. гос. пед. ун-т. – Чебоксары: Изд-во ЧГПУ, 2001. – 185 с.
13. Свиридова, Л. М. Устное народное поэтическое творчество [ТЕКСТ]: учеб. пособие / Л. М. Свиридова. – Издательство Дальневосточного Университета 2003.
14. Тихеева Е. И. Развитие речи детей [ТЕКСТ]: учеб. пособ. / Е. И. Тихеева – М.: Просвещение, 2009. – 280 с.
15. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [ТЕКСТ]: в 10 т. / К. Д. Ушинский. – М.: АПН РСФСР, 1948. – Т. 2: Педагогические статьи. 1857-1861 гг. – 655 с
16. Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [ТЕКСТ]: Учебн.-метод. пособие для воспитателей дошкл. образоват. учреждений./ О. С Ушакова, Е. М. Струнина – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2004.-288с
Дошкольное образование